Бакалавриат, магистратура, аспирантура — что это такое

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бакалавриат, магистратура, аспирантура — что это такое». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).

Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».

Уровни образования и даны в карате

Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?

Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.

Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.

Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.

Подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Читайте также:  Какие изменения ждут военных пенсионеров в 2024 году уже получающих пенсию

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Отличия между ними

Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:

  • магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
  • магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
  • магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
  • в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
  • по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.

Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.

Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.

Бакалавр и специалист: отличия

Как писалось выше, изначально в нашей стране первой ученой степенью была квалификация специалиста, на получение которой отводилось минимум 5 лет. Потом появился бакалавр. На сегодняшний день, подавая документы в ВУЗ, молодые люди могут выбирать, какая форма образования им больше подходит.

Специалиста часто путают с бакалавром, считая эти термины синонимами. Чтобы развеять все мифы, выделим основные пункты, показывающие, чем отличается бакалавриат от специалитета:

  1. бакалавр являет собой ученую степень (у меня есть «вышка», имею право работать в любом месте, где требуется «корочка»), специалист же предполагает наличие конкретной профессии;
  2. первый учится 4 года, второй от 5 лет;
  3. бакалавр может в любой момент поменять вид деятельности, специалисту придется доучиваться, чтобы расширить знания;
  4. диплом бакалавра – об общем высшем образовании, специалиста – о высшем профессиональном;
  5. бакалавр продолжает бесплатное обучение в магистратуре, а потом только платно в аспирантуре (не может перепрыгнуть). Специалисту сразу доступна аспирантура на платной основе.
  6. бакалавр найдет работу в любой стране, специалист – только в некоторых.

В чем различия магистратуры и аспирантуры?

Различия между этими ступенями обучения наглядно отражены в следующей таблице.

Магистратура

Аспирантура

Кто может поступать?

  • Бакалавры
  • Специалисты
  • Магистры
  • Специалисты

Сколько длится обучение?

2 года

От 3 до 5 лет

Нужно ли сдавать экзамены при поступлении?

Да

Да

Выпускная работа

Магистерская диссертация

Кандидатская диссертация

Предусмотрены ли бюджетные места для поступающих?

Да

Да

Выплачивается ли стипендия на очных бюджетных формах обучения?

Да

Да

Кого готовят в процессе обучения?

  • Специалистов высшей квалификации
  • Преподавателей для средних специальных образовательных учреждений
  • Преподавательский состав для вузов
  • Будущих ученых

Какая степень присваивается после защиты научной работы?

Магистр

Кандидат наук*

Можно ли после успешного обучения претендовать на поступление в докторантуру?

Нет

Да

Система многоуровневого образования, подразумевающая получение степеней бакалавра и магистра, введена у нас уже более 15 лет назад. Споры по поводу эффективности и необходимости такой образовательной практики не утихают до сих пор. Однако почти 200 российских вузов сейчас осуществляют подготовку магистров по более чем 100 различным направлениям, и их число постоянно растет. Что же такое магистратура и кому она нужна?

Согласно закону «Об образовании» 1992 года и многочисленным постановлениям Минобразования (а до этого Госкомвуза), магистратуру можно назвать третьим уровнем высшего образования. Ей предшествуют бакалавриат и полное высшее образование.

Бакалавр получает базовое высшее образование, без какой-либо узкой специализации. Как правило, срок обучения в бакалавриате – 4 года, по истечении которых можно сразу приступить к поиску работы. Если ваша цель – магистратура, то именно бакалавриат соответствующего вуза – лучшая «отправная площадка».

Полное высшее образование подразумевает обучение в течение 5 лет, по окончании которого, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, вы становитесь специалистом или дипломированным специалистом. Собственно, такая подготовка существовала в советских вузах и существует в большинстве российских и поныне, хотя специалитет, по-видимому, постепенно уходит в прошлое.

И степень бакалавра, и диплом специалиста равно считаются высшим образованием, следовательно, позволяют вам поступить в магистратуру. Ответим на ряд вопросов, касающихся получения степени магистра.

Читайте также:  Обеспечение исполнения обязательств в гражданском праве

Что такое аспирантура?

Поступление на аспирантуру это осознанный выбор в пользу получения углубленных знаний, которые помогут связать жизнь с наукой. Данная ступень высшего образования это прямой путь к получению степени кандидата наук.

Для этого нужно защитить диссертацию после обучения сроком до 3 лет на очном отделении и до 4 лет на заочном. За все время обучения Вам нужно сдать 3 кандидатских экзамена и издать несколько научных публикаций. Также если Вы решите связать свою жизнь с преподаванием в высших заведениях, в ваши обязанности будет входить проведение семинаров, а также необходимо принимать участие в проверке экзаменов студентов.

Степень специалиста или магистра поможет в получении статуса аспиранта. Но помимо этого Вам следует преуспевать в учебе, выполнять научные статьи и принимать участие в конференциях. Одним из определяющих факторов становится составленное о Вас мнение учёного совета и научного руководителя.

Кроме Высших учебных заведений, получение степени аспиранта осуществляется при Научно-Исследовательском институте. В НИИ поток поступающих меньше, чем в вузовскую аспирантуру. Одним из основных его преимуществ является низкая конкуренция и наличие вакантных мест.

Чтобы получить степень кандидата наук предстоит защитить научно-исследовательскую работу перед диссертационным советом. Как только Высшая аттестационная комиссия проведёт повторную проверку и будет вынесено положительное решение, Вы станете полноправным обладателем заветной степени кандидата наук.

Аспирантура и магистратура — отличия между ступенями высшего образования

Магистратура приобретает статус второго высшего образования только для тех, кто уже имеет статус специалиста или магистра. Если же поступление в магистратуру осуществляется после окончания бакалавриата, то она не рассматривается как второе высшее образование.

Магистратура – та форма обучения, над поступлением в которую нужно хорошо подумать и оценить свои силы. Кроме того, не стоит слишком радикально менять свою специальность, полученную ранее, поскольку обучение на этой ступени подразумевает наличие глубоких знаний по выбранной специальности.

Аспирантура – это такая ступень обучения, при которой невозможно не посещать занятия, прогуливать лекции. Целью окончания аспирантуры является написание кандидатской диссертации, над которой необходимо основательно потрудиться. Это целое проведенное исследование (или комплекс исследований), которое проводится практически самостоятельно, затем анализируется и становится основой для данной научной работы.

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница.

Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Уровни российского высшего образования

При поступлении на специалитет студент дальше получит право продолжать обучение в аспирантуре. Поступить на специалитет можно после 10 или 11 класса, при сдаче ГИА и ЕГЭ. Также студент должен преподнести в комиссию диплом об окончании учебного заведения, паспорт, аттестат, заявление и фото. Обучение происходит на протяжении пяти лет с последующей защитой дипломной работы. Выпускник получит диплом специалиста и может пойти на работу или продолжить обучение в аспирантуре или магистратуре.

После второй ступени образования (бакалавриата), можно поступить в магистратуру, для более глубоких знаний и продолжения обучения по выбранной специальности. Обучение длится примерно два года и подготавливает к научно-исследовательской деятельности. После магистратуры можно поступить в аспирантуру или работать, как профессиональный деятель.

По окончанию студенты защищают магистерскую диссертацию и им выдается диплом магистра.

На эту форму обучения могут поступить студенты, окончившие специалитет или магистратуру. Аспирант самостоятельно выбирает направление и тему для диссертационной работы, сдает три специальных экзамена (история и философия науки, иностранный язык и специальная дисциплина); Длительность обучения зависит от формы образовательной программы: заочно – четыре года, очно – три года. По окончанию аспиранту выдается диплом об окончании аспирантуры с классификацией. Степень кандидата наук будет присуждена по итогам защиты диссертационной работы.

Теперь вы ознакомлены с уровнями образования и порядком в Российской Федерации. И знайте последовательность высшего образования.

После аспирантуры следует докторантура. Для поступления на эту форму нужно иметь ученую степень кандидата наук. Дальнейшее обучение происходит по порядку специальной программы, с последующей сдачей докторской диссертации.

Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?

Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.

Читайте также:  Можно ли вернуть товар в окей

Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.

Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.

Отличия аспирантуры от магистратуры

Магистратура – второй уровень высшего образования, следуемый за бакалавриатом, дающий магистранту возможность углубленного изучения выбранной специальности. Магистратуру считают высшим уровнем в системе вузовского образования. Это подготовительный этап, который может стать стартом для ведения научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура – программа подготовки кадров высшей квалификации, дающая возможность вести научно-преподавательскую деятельность. Оба этапа обучения доступны только при наличии высшего образования. Обучение, как в магистратуре, так и в аспирантуре доступно на бюджетной основе. Дневная форма обучения молодым людям дает преференции в виде отсрочки от армии.

Поступить в магистратуру можно при наличии диплома бакалавра или специалиста, в аспирантуру – любого высшего образования (магистратуры, ординатуры и т.д.), кроме бакалавриата. Помимо этого, различны и сроки обучения. Ниже приведены различия между двумя программами обучения.

Таблица 1. Отличия магистратуры и аспирантуры

Название МАГИСТРАТУРА АСПИРАНТУРА
Обучение 2 года 3 года (очно), 4 года (заочно)
Специфика занятий Групповое посещение лекций, практических занятий, проведение лабораторных работ Самостоятельная работа, исследовательская деятельность под руководством куратора, педагогическая практика, доклады на научных конференциях
Поступление Только вступительный экзамен Экзамены по специальности, иностранному языку и философии
Документ об образовании Диплом, с присвоением квалификации «магистр» Диплом с присвоением научной степени «кандидат наук», в случае защиты диссертационной работы.Без защиты диссертации при успешной сдаче ГИА выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Дальнейшее обучение Аспирантура Докторантура

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Связанные вопросы

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Магистр и аспирант: в чём разница?

Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».

В послевузовском образовании также есть свои ступени: I — аспирантура (адъюнктура) и II — докторантура

Получается такая лестница. Сначала ты поступаешь на программу специалитета либо бакалавриата, затем повышаешь квалификацию в магистратуре. Если хочешь заняться наукой, учишься в аспирантуре. А когда твой научный труд набирает серьёзные обороты, заканчиваешь докторантуру. Разобрался?

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш Telegram, и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу [email protected]. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *