Рассказ о профессии тренера по футболу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассказ о профессии тренера по футболу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Можно. И таких примеров в мировой практике предостаточно. Все знают историю двукратного победителя Лиги чемпионов, многократного победителя различных национальных чемпионатов и просто «особенного» Жозе Моуринью, который в середине 90-х работал переводчиком в «Барселоне», а до этого тренировал в детских и молодежных командах Португалии. Бывший тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш пошел учиться на тренера в возрасте 17 лет, в 19 получил необходимую лицензию для работы помощником, в 32 впервые возглавил взрослую команду, а в 33 с «Порту» выиграл национальный чемпионат и Лигу Европы.

Можно ли стать тренером с нуля?

И в России тоже есть хороший пример. Леонид Слуцкий в 19 лет после падения с дерева получил тяжелую травму колена, которая не позволила стать профессиональным футболистом, и начал тренировать детей в волгоградском клубе «Олимпия». В итоге специалист воспитал несколько футболистов, выступавших даже за сборную России — Романа Адамова и Дениса Колодина. В 34 года тренер возглавил «Москву», затем «Крылья Советов». А дальнейший путь Леонида Викторовича все знают — несколько чемпионств с ЦСКА, работа в Европе, а теперь специалист поднимает со дна «Рубин».

Что должен знать и уметь детский футбольный тренер?

Требования к детским футбольным тренерам:

  • Формирование и сплочение команды
  • Организация соревнований
  • Общение с родителями
  • Разрешение конфликтов
  • Оказание первой помощи
  • Коммуникация с детьми
  • Проведение тренировок
  • Анализ эффективности тренировок

Можно ли стать тренером без опыта игры

Стать футбольным тренером без игрового прошлого возможно, но нужно понимать, что в любом виде спорта есть несколько уровней тренерской работы. Для обучения детей 7-10 лет в спортивной секции требуется один набор знаний, практических навыков и личного опыта, для тренировки спортсменов-разрядников — другой, а для занятий с профессиональной командой — третий.

В целом, чтобы стать тренером по футболу, требуются:

  • специальные знания;
  • личные качества;
  • практический опыт;
  • лицензия.

Минимальный набор специальных знаний включает:

  • анатомию и физиологию;
  • психологию (общую, возрастную, спортивную);
  • различные методики обучения и воспитания спортсменов;
  • специфику и правила игры в футбол;
  • организацию тренировочного процесса;
  • сведения о современном футболе (команды, игроки, ведущие тренеры, соревнования).

Футбол — командный вид спорта. Поэтому тренер должен быть не только педагогом, но также взять на себя функции руководителя и организатора.

Для этого ему необходимы определенные качества характера:

  • психическая устойчивость, уравновешенность;
  • воля;
  • дисциплинированность и последовательность;
  • организаторские способности;
  • уверенность в себе;
  • целеустремленность.

Практический опыт тоже важен, но начать работать можно и без него. Игровая футбольная практика желательна, но не обязательна. Здесь важнее постепенно нарабатывать тренерский, педагогический опыт и навыки работы с командой.

О том, как получить лицензию, будет рассказано ниже.

Последовательность действий для тех, кто хочет стать тренером по футболу, во многом будет зависеть от уровня притязаний. Одни просто хотят работать с детьми, а другие — строить карьеру, шаг за шагом переходя на более высокие ступени.

Что должен знать тренер категории С

«Основы спортивной тренировки, азы комплекса медико-биологических дисциплин: анатомию, физиологию, биохимию. Должен уметь вести и анализировать тренировки, владеть документами оперативного, текущего и годового планирования, составлять план-конспекты, микроциклы, мезо- (месячные) и годовые циклы. 80 % этих навыков тренер получает в вузах. Тренеры с таким образованием гораздо легче ориентируются и сдают экзамен. Но шансы равны у всех слушателей.

Плюс тренеры должны знать теорию методики тренировки по футболу, закономерности в обучении и в совершенствовании детей, особенности их технической и физической подготовки в зависимости от возраста, ведь тренировать 10- и 17-летних – две большие разницы, а профессиональную команду – вообще другое дело».

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для того чтобы тренировать футбольную команду, даже детскую или любительскую, необходимо иметь лицензию, которую можно получить в региональном центре подготовки тренеров. Но при поступлении кандидат должен предъявить диплом о высшем образовании.

Чтобы стать тренером по футболу, не обязательно заканчивать специализированное высшее учебное заведение спортивного профиля, можно учиться в университете и на других направлениях. Однако лучше все-таки получить спортивно-физкультурное образование, например, по специальностям «физическая культура» или «спортивная тренировка (футбол)» в одном из этих вузов:

Читайте также:  Изменение по статье 228 ч 1 или поправки в 2022 году

Следующий шаг – это обучение для получения тренерской лицензии. Всего в футболе есть 6 тренерских категорий:

Пройти курсы тренеров по футболу на категории «D» и «C» можно в семи городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Краснодаре, Омске и Ярославле. Заниматься нужно непосредственно в региональном центре подготовки тренеров на протяжении нескольких недель (124 академических часа). Слушатели проходят теоретический (50 часов) и практический (70 часов) курсы, после чего сдают экзамен.

Обучение на все остальные категории производится исключительно в Академии тренерского мастерства Российского Футбольного Союза, находящейся в Москве. На международные категории слушателей учит инструктор, подготовленный на семинарах, организованных УЕФА.

Получать лицензии можно только последовательно, одну за другой. Получив категорию «C», нужно не менее года отработать с командами соответствующего уровня, после чего подавать документы на категорию «B». Здесь учиться нужно около года, после чего сдавать квалификационный экзамен. Для обучения на каждую последующую лицензию нужно минимум год нарабатывать практику с предыдущей лицензией.

Профессиональные обязанности

Функции футбольного тренера могут заметно отличаться в зависимости от уровня, на котором он работает. Если он руководит детской или юношеской командой, то ему приходится решать все вопросы коллектива самостоятельно. В его обязанности входит:

Если речь идет о профессиональном клубе, то здесь уже есть тренерский штаб, в который входят главный тренер и тренеры по направлениям: по физической подготовке, для вратарей. Кроме того, в команде есть врач, массажист, повар, физиотерапевт, администратор, иногда переводчик. Все они участвуют во всесторонней подготовке игроков к матчу или турниру.

На главного тренера возлагаются такие обязанности:

Немалую часть функционала составляет работа с владельцами профессионального клуба по кадровому составу команды и подбору новых игроков. Очень важная задача главного тренера – общение с представителями средств массовой информации. И далеко не всегда это общение доставляет удовольствие.

Первые тренеры в России

В 2003 Юрий Сёмин ангажировал Мариану Барретту. И хоть первое сотрудничество было недолгим, португалец дважды возвращался в Россию для работы ассистентом в «Динамо» и «Кубани».

2004 ознаменовался приездом Невио Скала в «Спартак», а в 2007 Пауло Пайшао был вызван ради присмотра над целой компанией бразильских легионеров в ЦСКА. К 2010 практически все команды Премьер-Лиги включили в тренерский состав специалистов по физике. В «Спартаке» таких руководителей несколько.

Сначала для этой работы привлекались преимущественно иностранцы, затем появилась потребность в наставниках по легкой атлетике, должности занимали российские спортсмены. Сейчас вопросом занимаются специалисты с высшим образованием в области спортивной медицины и другим направлениям.

Профессиональные обязанности

Функции футбольного тренера могут заметно отличаться в зависимости от уровня, на котором он работает. Если он руководит детской или юношеской командой, то ему приходится решать все вопросы коллектива самостоятельно. В его обязанности входит:

  • набор желающих в спортклуб, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья;
  • организация учебно-тренировочной, а также воспитательной работы;
  • распределение игроков по позициям на поле в соответствии с их способностями;
  • повышение уровня мастерства игроков, их физической, технической и теоретической подготовки;
  • разработка краткосрочных и перспективных планов подготовки;
  • использование разных средств, методов и приемов обучения;
  • работа с родителями детей относительно их дальнейших перспектив.

Если речь идет о профессиональном клубе, то здесь уже есть тренерский штаб, в который входят главный тренер и тренеры по направлениям: по физической подготовке, для вратарей. Кроме того, в команде есть врач, массажист, повар, физиотерапевт, администратор, иногда переводчик. Все они участвуют во всесторонней подготовке игроков к матчу или турниру.

На главного тренера возлагаются такие обязанности:

  • организация работы всех специалистов тренерского штаба;
  • выработка стратегии игры команды;
  • постановка ближайших и перспективных целей, настрой команды на их достижение;
  • разработка тактического рисунка на каждую игру и подбор исполнителей для его реализации;
  • организация тренировочной работы;
  • групповая и индивидуальная психологическая работа с игроками;
  • укрепление духа товарищества в коллективе.

Немалую часть функционала составляет работа с владельцами профессионального клуба по кадровому составу команды и подбору новых игроков. Очень важная задача главного тренера – общение с представителями средств массовой информации. И далеко не всегда это общение доставляет удовольствие.

Можно ли стать тренером с нуля?

Можно. И таких примеров в мировой практике предостаточно. Все знают историю двукратного победителя Лиги чемпионов, многократного победителя различных национальных чемпионатов и просто «особенного» Жозе Моуринью, который в середине 90-х работал переводчиком в «Барселоне», а до этого тренировал в детских и молодежных командах Португалии. Бывший тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш пошел учиться на тренера в возрасте 17 лет, в 19 получил необходимую лицензию для работы помощником, в 32 впервые возглавил взрослую команду, а в 33 с «Порту» выиграл национальный чемпионат и Лигу Европы.

Читайте также:  Можно ли оприходовать товар на предприятии без кассового чека с июля в 2024 году

И в России тоже есть хороший пример. Леонид Слуцкий в 19 лет после падения с дерева получил тяжелую травму колена, которая не позволила стать профессиональным футболистом, и начал тренировать детей в волгоградском клубе «Олимпия». В итоге специалист воспитал несколько футболистов, выступавших даже за сборную России — Романа Адамова и Дениса Колодина. В 34 года тренер возглавил «Москву», затем «Крылья Советов». А дальнейший путь Леонида Викторовича все знают — несколько чемпионств с ЦСКА, работа в Европе, а теперь специалист поднимает со дна «Рубин».

Если вы не были выдающимся игроком, про которого знают все в мире или хотя бы в вашей стране, если вы не стали легендой своего клуба, то вероятность того, что вам сразу же предложат должность главного тренера, крайне мала. Поэтому наиболее разумным шагом будет поиск должности ассистента или помощника тренера, а также любой другой тренерской должности, где вы сможете набраться опыта для дальнейшей деятельности. Очень часто люди совмещают прохождение курсов на получение тренерской лицензии с работой в качестве ассистента, что дает им возможность «убить двух зайцев». В результате, когда они получат лицензию и право официально тренировать профессиональную команду, у них уже будет необходимый опыт, чтобы сделать это максимально эффективно.

В чём суть работы тренера по физподготовке

Многие могут недооценивать роль тренера по физподготовке в структуре команды. Кому-то эта работа покажется лёгкой – всего-то надо обладать навыками учителя физкультуры. Но на самом деле во многих клубах люди, отвечающие за функциональную подготовку команды, имеют гораздо большие функции, чем проведение растяжек и пробежек.

«Мои функции в ЦСКА — поддерживать в наилучшей готовности максимально возможное число игроков — от матча к матчу, из недели в неделю, — рассказывает тренер по физподготовке ЦСКА и сборной России Паулино Гранеро. – Я готовлю футболистов к выходу на поле, помогаю тренерскому штабу принять необходимые решения. Также присутствует определённый психологический аспект. Я должен не просто «разогреть» команду на разминке, но ещё и мотивировать её. Сделать так, чтобы ребята были физически и морально готовы к матчу».

Когда в РФПЛ появились тренеры по физподготовке

Первым иностранным тренером по физподготовке в России был португалец Мариану Баррету, которого Юрий Сёмин пригласил в команду в 2003 году. Сергей Овчинников работал с ним ещё в бытность игроком в португальской «Алаверке». Кроме того, знаменитый агент Паулу Барбоза плотно контактировал с руководством клуба, был в хороших отношениях с Сёминым, потому приглашение в команду именно этого специалиста было логически обосновано. Правда, надолго в Черкизово Баррету не задержался – вскоре Мариану начал свою карьеру в качестве главного тренера, возглавив сборную Ганы. После этого ещё дважды возвращался в Россию, работая ассистентом тренера в «Динамо» у Сёмина и в «Кубани» у Овчинникова.

Первым тренером по физподготовке в России был португалец Мариану Баррету, которого Юрий Сёмин пригласил в команду в 2003 году.

Тогда же, в 2004-м, всех заинтересовал приезд в Россию тренерского штаба Невио Скалы. За физическим состоянием Павлюченко, Калиниченко и других спартаковцев следил итальянец Серджо Джовани, пытавшийся внедрить европейскую систему подготовки спортсменов. Однако уже спустя полгода он покинул Москву вместе с главным тренером.

В 2007-м начинание поддержал ЦСКА, пригласивший Пауло Пайшао, которому предстояло справляться с непростой задачей – держать в форме целую бразильскую колонию в лице Вагнера Лава, Жо, Дуду и Даниэла Карвальо. Более того, параллельно Пайшао работал в штабе сборной Бразилии, потому футболисты ЦСКА с бразильским паспортом всегда находились на виду.

Ну а после 2010 года без тренера по физподготовке обходилась редкая команда Премьер-Лиги.

Как их работа пересекается с работой главных тренеров

Во время сборов тренеры собираются и составляют план тренировок таким образом, чтобы команда находилась в лучших кондициях в самый важный момент сезона. Кроме того, тренер по физподготовке всегда находится на прямом контакте с главным тренером, информируя его о состоянии игроков. В некоторых клубах перед каждой тренировкой происходит тренерское собрание, на котором, как правило, и обсуждаются все актуальные вопросы. В том числе своё мнение говорит и тренер по физподготовке. А если главный тренер спросит, так ещё и предлагает свой вариант стартового состава.

«По готовности футболистов у каждого тренера, на основании педагогических наблюдений, есть своё мнение, — рассказывает Сергей Алексеев из «Локомотива». – Для получения объективных данных используем тесты и различные методики. Мы всегда на связи, так что этот вопрос на постоянном контроле главного тренера. Результаты всех тестов, тренировочные данные и, самое главное, анализ матча всегда предоставляем ему в кратчайшие сроки. Чаще всего мы общаемся с тренерами перед тренировкой, но иногда тренер проводит с тренером по физподготовке личную беседу».

Отличие 2-е. Упражнения на технику.

Не стоит серьезно рассчитывать на прогресс в той команде, где тренер использует преимущественно «неспецифические» упражнения – то есть дети обводят фишки, принимают мяч от фишки, обыгрывают конус и т.д. Естественно, что такие упражнения нужны, но только для освоения материала – а когда навык начинает формироваться — надо переходить к упражнениям с настоящими соперниками. Сначала в пол силы, затем в полную силу. Тем самым, игрок, сам того не осознавая, учится принимать, бить, отдавать, обводить в условиях, которые созданы для него игровой ситуацией. И задача тренера создавать такие игровые ситуации, чтобы игрок принимал, отдавал, пасовал, бил, обводил обеими ногами и за то время, которое возможно для выполнения.

Читайте также:  Замена прав на трактор что нужно в 2024 году

Как уже говорилось выше, недостатки этих упражнений весьма существенны, хотя со стороны смотрится все великолепно.

Отличие 8-е. Личность игрока.

Тренер обязан давать развиваться игроку как личности. Не ущемляя его, но и не давая ход развязности и халатности на поле. Частенько, тренер на занятии, не умолкая, говорит детям что и как надо делать. Ругает за не отданную передачу или неудачную обводку. Хорошо если по делу, подмечает ошибки и исправляет их, но в большинстве случаев – этот подсказ игроки вообще не слышат, если он производится во время игры или бесцеремонно мешает формироваться хрупкому детскому Я. Во время игр, тренер подсказывает игрокам где находиться, куда бежать, что делать именно в тот момент – позвольте, а чем он занимается на тренировках?

Игра для ребенка должна быть как праздник, как совокупность всего того, чему его научили, подсказали, показали. Всё тренер!! Дай теперь поиграть в удовольствие, без подсказок и наставлений.

Примечательный момент из тренировки одной из детских команд амстердамского Аякса: тренера не было слышно во время тренировки. Он останавливал тренировку 4 раза, затем собирал ребят вокруг себя, подсказывал правильные решения по тем или иным упражнениям и дальше давал им играть.

Как ребенок принимал решения на поле, что он делал для достижения цели – тренера не волновало. Ставилась цель в упражнении – далее игроку давались только варианты. Хочется привести пример Златана Ибрагимовича – если бы тренер в свое время загнал его в рамки, сказал делать только так и никак иначе – увидели бы мы современного Ибру? Вряд ли! Только благодаря качествам личности, незаурядности этот игрок ценен на поле и вне его.

Еще один момент про личностные качества и самооценку ребенка. Обидеть, задеть за живое, поставить в неловкое положение перед всеми и тем самым понизить самооценку ребенка можно очень просто. Только тонкое понимание психики ребенка позволяют настоящему тренеру использовать различные методы поощрения и наказания. Не каждый их правильно применяет. Если есть необходимость при всех наказать, тогда и хвалить надо при всех. А без лишнего повода, лучше негативные моменты выяснять один на один с ребенком.

Все про футбольную сетку для тренировки футболистов

Известно, что скорость летящего в ворота мяча может превышать 100 километров в час. Если сетка недостаточно крепка и эластична, от силы удара она порвется.

Поэтому для ее изготовления применяются прочные на разрыв материалы — полипропиленовые или полиамидные нити.

Второй вариант предпочтительнее, так как он обладает большей износостойкостью. Такие сетки не порвутся в момент гола и выдержат вес вратаря, если он «влетел» в ворота.

Само ячеистое полотно обычно изготавливается с помощью машинной вязки. Отлаженный процесс позволяет добиться нужной эластичности и прочности. Толщина шнура составляет:

  • от 2 мм — для детских сеток;
  • не менее 5 мм — для взрослых сеток.

Одним из первых способов создания футбольных сеток стала узелковая технология, заключающаяся в связывании поперечных нитей в ячейки.

На смену ей пришел усовершенствованный метод безузлового плетения. Его суть состоит в диагональном скручивании двух нитей и последовательном добавлении к ним следующей пары — симметрично первой и во встречном направлении. Такая техника позволила изготавливать прочные и легкие изделия, отличающиеся максимальной износостойкостью и высокой эффективностью поглощения энергии удара. Кроме того, гладкая поверхность сетки снижает уровень травматичности за счет исключения контакта с выступающими элементами (узлами).

Разобрав, как вяжется футбольная сетка, перейдем к разновидностям, представленным на рынке. Каждая из них имеет свои конструктивные особенности в зависимости от назначения:

  • Для соревнований. Изготавливаются из толстых высокопрочных нитей. Габариты стандартизированы. Размер ячеек — 10х10 см.
  • Для тренировок и пляжного футбола. Имеют уменьшенные размеры.
  • Для мини-футбольных и гандбольных ворот. Изготавливаются из нитей толщиной 1,8-3,1 мм. Размер ячеек — 10х10 см, 4х4 см или другой.
  • Гасители. Используются в мини-футболе, гандболе и футзале для защиты основной сетки от преждевременного износа. Габариты полотна и размеры ячеек варьируются.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *