Налог на прибыль какой счет бюджетного учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль какой счет бюджетного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.

НДС: КОСГУ при безвозмездной передаче

Если учреждение выступает в роли налогового агента, то уплачивает НДС по кодам, сопровождаемым вознаграждение контрагенту, с которого налог удерживают. Например, при аренде имущества его отражают увязкой КОСГУ 224 и КВР 244, а при начислении налога в 15–17 разрядах счета 303.04 указывают КВР 244.

Бухгалтерский учет налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии 8»

Если доходность организации составила не более 15 миллионов рублей (квартал) за предшествующий налоговый период, то она имеет возможность уплачивать аванс по налогу на прибыль ежеквартально. Сумма рассчитывается из фактической величины дохода.

Если же предприятие имеет доходность, превышающую 15 млн руб., то ей надлежит перечислять авансовый платеж ежемесячно. Пример, как рассчитать налог на прибыль организации: специалист вычислит сбор на основании предполагаемого уровня доходов, спрогнозированного исходя из отчетных данных предшествующего квартала.

Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и проч.

Вот пример как считать налог на прибыль в 2020 году. При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и проч. К указанным доходам необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.

Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и проч.). Расходы бывают и косвенными, например, траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки должны быть целесообразными и документально обоснованными.

Чтобы узнать величину чистой прибыли, доходы вычитают из расходов. Все расходы должны быть подтвержденными и экономически обоснованными. Для этого бухгалтер обязан корректно составлять и вести первичную и налоговую документацию. При расчете величины прибыли учитываются следующие издержки:

  • производственные;
  • общехозяйственные;
  • представительские;
  • транспортные;
  • рекламные, но не более 1 % реализационной выручки;
  • расходы на обучение и повышение квалификации персонала;
  • проценты по займам и кредитам.

При исчислении налога на прибыль не учитываются следующие издержки:

  • взносы в уставный капитал;
  • пени и штрафы;
  • имущество и денежные средства, переданные в расчет по кредитам и займам;
  • аванс за товар или услугу;
  • стоимость имущественных объектов, переданных безвозмездно и расходов на передачу;
  • пенсионные надбавки;
  • путевки на лечение и отдых сотрудников и проч.

Полный список расходов, которые не учитываются при расчете, приведен в ст. 270 НК РФ.

Как сделать на налог проводки

Школа (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение). В 2023 году поступил доход от сдачи макулатуры, провели по КОСГУ 446. Начислен и оплачен налог на прибыль по 291 КОСГУ, КВР 852. Правильно ли это, или надо было со 189? И соответственно, как на налог правильно сделать проводки?

Бюджетные учреждения начисляют налог на прибыль в уменьшение дохода по подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы» и коду подвида доходов 180 «Прочие доходы» (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 132н, письма Минфина России от 17.04.2023 № 02-05-10/27660, от 14.03.2023 № 02-05-11/17086).
Проводки по начислению и уплате налога приведены в п. 131, 151 Инструкции № 174н:
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начислен налог на прибыль;
Дебет 2 303 03 831 Кредит 2 201 11 610 (ЗБ 17 код подвида доходов 180, код КОСГУ 189) — уплачен налог на прибыль.

Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.

Счет 68 является активно-пассивным, то есть может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Причем остаток по дебету на конец расчетного периода говорит о наличии переплаты в государственный бюджет. А кредитовый остаток, наоборот, говорит о наличии задолженности.

Читайте также:  Путевой лист: варианты оформления

Налоговый и бухгалтерский учет имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут приниматься в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.

В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.

Основным нормативным документом, устанавливающим правила составления бухгалтерских записей по налогу на прибыль (ННП), является ПБУ 18/02 (приказ Минфина от 19.11.2002 № 114н). Некоммерческие организации и компании, которые освобождены от уплаты ННП, вправе не применять эти положения. А вот субъектам малого предпринимательства разрешили выбирать: отражать операции по общим правилам и использовать проводки по начислению налога на прибыль либо организовать упрощенный бухучет.

Если причитающиеся суммы налогов уплачиваются в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, то организация должна самостоятельно исчислить и уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли расходы в виде пеней за просрочку уплаты налогов не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

  1. Пени по налогам, подлежащие уплате в бюджет, отражаются в том же порядке, что и санкции за несоблюдение налогового законодательства, то есть отражаются по дебету счета 99 в корреспонденции со счетом 68 (см. Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
  2. Пени представляют собой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и не являются налоговой санкцией (п. 1 ст. 75, п.п. 1, 2 ст. 114 НК РФ). Суммы пеней, начисленные организацией в связи с неполной уплатой налога в установленные сроки, удовлетворяют определению расхода, приведенного в пункте 2 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Начисленные пени в программе отражаются по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 68.
  • Расчет налога на прибыль — выполняет только начисление налога по данным налогового учета для уплаты в бюджет;
  • Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 — выполняет только расчеты по ПБУ 18/02 по данным бухгалтерского учета (по новому алгоритму, то есть балансовым методом) для финансовой отчетности.

Типичные ошибки при расчете

Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.

Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).

Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.

Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).

Начисление налога на прибыль в бюджетном учреждении проводки 2022

Основной вид деятельности Коммерческие услуги Образовательное учреждение Формирование специализированных кружков и секций для детей; Проведение занятий сверх основной учебной программы; Организация праздников, экскурсий, соревнований для детей. Медицинское учреждение Проведение дополнительных медицинских исследований. Оказание дополнительных спортивно-оздоровительных услуг (плавание, массаж). Создание врачебных комиссий.
признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода на дату возникновения права на их получение в сумме, равной величине ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе.

Но использовать его можно лишь в тех случаях, когда в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст.

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете.

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов в учреждениях?

Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

За счет каких средств уплачиваются налоги? Согласно п. 11, 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания.

Читайте также:  Может ли пристав наложить арест на больничный

В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах. Величина затрат

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Излишки имущества, выявленные в результате инвентаризации

При проведении инвентаризации возможны случаи выявления излишков имущества, которые подлежат оприходованию. В свою очередь, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами (п. 20 ст. 250 НК РФ). Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ. Доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены бюджетным учреждением в результате инвентаризации, в указанном перечне не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-03-06/4/18).

Расчет и уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении и заполнение декларации

Нарушения по налогу на прибыль в бюджетном учреждении имеют значительные последствия. Но размеры штрафов зависят от вида допущенной ошибки. Это может быть как просрочка со сдачей отчетности, так и методологическое нарушение учета доходов и расходов. Но самым тяжким преступлением является просрочка налогового платежа:

У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2022 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых зависит порядок расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении.

Правила учёта бюджетных средств

Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.

Счета бухучёта состоят из трёх групп:

  • активных — где отражаются активы предприятия;
  • пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
  • комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.

Кроме государственных и отраслевых законов, в организации бухгалтерского учёта бюджета нужно опираться на нормы Федеральных стандартов бухучёта (ФСБУ). Они также устанавливают базовые нормы для формирования и эффективного ведения учёта.

Федеральные стандарты бухучёта регулярно пересматривают. Некоторые из них пришли на замену Правилам ведения учёта. В 2022 году вступили в силу следующие ФСБУ:

  • 25/2018 — для бухучёта аренды;
  • 6/2020 — для ОС;
  • 26/2020 — для капитальных вложений;
  • 27/2021 — для бухгалтерских документов и документооборота.

Налоговый учет в бюджетных государственных учреждениях

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена новая глава 25 «Налог на прибыль организаций», которая начала свое действие с 1 января 2002 г. Статьей 313 главы 25 НК РФ введено понятие «Налоговый учет» и установлена обязанность ведения налогового учета налогоплательщиками с целью исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

При этом данные налогового учета могут быть получены на основании данных бухгалтерского учета. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

И положения главы 25 НК РФ, и выпускавшиеся в дальнейшем методические рекомендации по ведению налогового учета опирались на правила и методику ведения бухгалтерского учета в коммерческом секторе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н, Положения по бухгалтерскому учету и др.). С 1 января 2003 года вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, применение которого позволило отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Читайте также:  Сколько платить за детсад в 2024 году многодетным семьям Калуга журавушка

С вводом в действие главы 25 НК РФ, а затем ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» их положения были реализованы в типовых учетных конфигурациях системы «1С:Предприятие 8». Ведение налогового учета в «1С:Предприятии» актуализировалось по мере изменения законодательства и совершенствовалось в новых версиях программы.

В программных продуктах «1С» для ведения бюджетного учета традиционно решалась задача автоматизации именно бюджетного (бухгалтерского) учета, поскольку существенные различия в правилах бюджетного учета и коммерческого бухгалтерского учета затрудняли автоматизацию налогового учета на основании данных бюджетного учета.

С введением в действие нового Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений нового типа стал более приближен к коммерческому учету.

В связи с тем, что до 1 июля 2012 года большая часть государственных и муниципальных учреждений должны изменить свой тип — на «бюджетное» или «автономное», что влечет большую самостоятельность учреждения и расширение ведения приносящей доход деятельности с целью привлечения внебюджетных источников для финансового обеспечения основной деятельности, в версии 1.0.10 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» реализовано ведение налогового учета по налогу на прибыль в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

При реализации методологии ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» разработчиками фирмы «1С» был применен 10-летний опыт автоматизации налогового учета в «1С:Предприятии», реализован такой же план счетов и регистры налогового учета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия 8».

Рассмотрим основные инструменты для ведения налогового учета, реализованные в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?

Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.

Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:

  • обоснованы и экономически оправданы,
  • подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
  • возникли в рамках коммерческой деятельности.

Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.

Индивидуальные планы счетов

Индивидуальные планы счетов состоят из набора учетных счетов, каждый из которых имеет свой уникальный номер и название. Эти счета группируются в различные категории, чтобы облегчить анализ финансовой информации и оценку финансового состояния организации.

С помощью индивидуальных планов счетов можно отслеживать все финансовые операции, включая поступления и расходы, а также контролировать бюджетные ассигнования и издержки. Они также помогают соблюдать правила бюджетного учета и обеспечивать точность финансовой отчетности.

Индивидуальные планы счетов разработываются с учетом специфики каждой организации и ее потребностей. Они могут быть адаптированы в соответствии с изменениями в законодательстве или внутренними требованиями компании. Важно иметь актуальный и обновленный план счетов, чтобы быть уверенным в правильности ведения бюджетного учета и отчетности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *