Принятие федеральных законов: кто и как принимает в РФ, стадии, правила и сроки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принятие федеральных законов: кто и как принимает в РФ, стадии, правила и сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Процесс принятия федерального конституционного закона (ФКЗ) состоит из нескольких этапов. Вначале инициатива законопроекта может исходить как от Президента Российской Федерации, так и от парламента. Затем происходит подготовка, обсуждение и опубликование проекта закона.

Действие закона во времени и пространстве

Действие закона во времени и пространстве определяется несколькими важными моментами:

  1. День опубликования. Дата, на которую федеральный закон был опубликован, считается началом его действия. Это важный момент, так как до этого дня закон официально не существует.
  2. Принятие закона. Федеральный закон считается принятым после трех чтений в Государственной Думе и Федеральном собрании. Инициативы по принятию законов могут исходить от Президента, депутатов и других участников законодательного процесса.
  3. Конституционные сроки. Законы могут содержать особые сроки, в рамках которых должны быть выполнены определенные действия или изменения должны вступить в силу. Необходимо учитывать эти сроки при выполнении требований закона.

Таким образом, действие федеральных законов начинается со дня их опубликования и продолжается в указанные в них сроки. Более подробная информация о действии конкретного закона может быть найдена в его тексте.

Федеральное законодательное собрание (ФКЗ) Законодательный процесс
ФКЗ – это орган законодательной власти, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Он имеет полномочия по принятию и изменению федеральных законов. Законодательный процесс включает несколько этапов, включая подготовку законопроекта, его чтение и обсуждение. В конечном итоге принятый закон направляется на подпись Президенту и публикуется в официальных источниках.

Кто разpaбатывает законопроект?

Новые законопроекты сначала разpaбатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.

Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:

  1. Финансовый краткий отчет
  2. Социальный прогноз
  3. Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года
  4. Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году
  5. Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.

Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.

Нюансы действия ФЗ во времени

После подписания действующим президентом России и официального опубликования нового закона на первых полосах Российской газеты и в свежих изданиях Собрания законодательства РФ, он начинает действовать во всех российских регионах. Период действия правового акта отсчитывают со дня вступления его в юридическую законную силу, а заканчивают — с даты ее утраты.

ФЗ перестает действовать по различным причинам. Это не зависит от тех должностных лиц, кто принимает новый федеральный закон в РФ.

Читайте также:  Увеличен размер ежегодной выплаты Почётным донорам России

Одной из наиболее частых является окончание срока действия этого документа.

Чаще ФЗ не имеет обратной силы. Однако бывают и исключения из этого правила.

Так, согласно ст. 10 УК РФ, новый ФЗ, который смягчает наказание преступника, имеет обратную силу.

То есть, этот документ распространяется на деяния, которые были совершены до его вступления в юридическую силу.

Роль Государственной Думы

Государственная Дума инициирует процесс принятия федеральных законов: в пленарных заседаниях обсуждаются законопроекты в первом чтении, после чего принимается решение о направлении законопроекта на комитет для подготовки заключений и проведения дополнительных экспертиз.

На основе результатов обсуждения и дополнительных экспертиз законопроекты снова поднимаются на пленарных заседаниях Государственной Думы, где происходит их рассмотрение во втором чтении и принятие решения о принятии или отклонении закона.

После принятия законопроекта во втором чтении в Государственной Думе он направляется на рассмотрение в Совет Федерации. Совет Федерации проводит собственное обсуждение законопроекта и принимает решение его принять или отклонить.

Если законопроект принимается Советом Федерации, то он отправляется на подписание Президенту России. Президент может подписать закон или вернуть его на доработку.

Процедура принятия в Государственной Думе

Процесс принятия законов начинается с инициирования законопроектов. Инициатива может исходить от Президента Российской Федерации, субъектов Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или группы депутатов. Законопроекты обсуждаются на пленарных заседаниях Государственной Думы, где происходит их рассмотрение и обсуждение.

После обсуждения и принятия в Государственной Думе законопроект направляется на рассмотрение в Совете Федерации. Совет Федерации проводит свои заседания и также рассматривает и обсуждает законопроекты. После принятия Советом Федерации законопроекта он подписывается Президентом Российской Федерации.

После этапа подписания закона Президентом Федерального Закона процесс его принятия не завершается. Закон должен быть опубликован и вступить в силу. Для этого закон направляется на официальное публикуется в «Российской Газете». После публикации Федеральный Закон вступает в силу, и его положения становятся обязательными для исполнения и применения на всей территории Российской Федерации.

Принятие закона Советом Федерации

Процесс принятия федерального закона в Российской Федерации осуществляется в двух палатах парламента — Государственной думе и Совете Федерации. После принятия законопроектом Государственной думой он передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации является верхней палатой Российского парламента и представляет интересы субъектов Российской Федерации. Он состоит из 170 сенаторов, которые назначаются главами субъектов Федерации или выбираются народными представителями субъектов Федерации. Совет Федерации имеет право вносить изменения и дополнения в текст законопроекта, принятого Государственной думой.

Процесс рассмотрения законопроекта в Совете Федерации проходит в нескольких этапах. Вначале он направляется на рассмотрение одной из комиссий Совета Федерации. После этого комиссия составляет заключение о принятии или непринятии законопроекта, а также может внести необходимые поправки. Затем законопроект рассматривается на пленарном заседании Совета Федерации, где сенаторы высказывают свою позицию по данному законопроекту и принимают решение о его принятии или отклонении.

После принятия законопроекта Советом Федерации он возвращается в Государственную думу для рассмотрения в окончательном чтении. Если Государственная дума одобряет все изменения, внесенные Советом Федерации, то законопроект считается окончательно принятым и направляется на подпись Президенту Российской Федерации. В случае несогласия Государственной думы с поправками Совета Федерации осуществляется процедура согласования текста законопроекта между двумя палатами парламента.

Читайте также:  Что полагается за третьего ребенка в 2024 в Санкт-Петербурге

Утверждение и подписание Президентом Российской Федерации

Утверждение и подписание федеральных законов Президентом Российской Федерации является последним этапом законодательного процесса в России.

После того, как законопроект принят Государственной Думой и Советом Федерации и прошел все предусмотренные этапы утверждения и обсуждения, он направляется на подписание Президенту Российской Федерации.

Президент имеет право принять закон или отказаться от его подписания. Если Президент согласен с законом, он его утверждает и подписывает, после чего закон считается принятым и официально вступает в силу.

В случае отказа Президента от подписания закона, он возвращает его в Государственную Думу для повторного рассмотрения и доработки. После этого законопроект может быть снова принят и направлен на подписание Президенту.

Процесс принятия закона в Российской Федерации состоит из нескольких стадий, на каждой из которых проводятся определенные формальные процедуры. Весь законодательный процесс начинается с подготовки законопроекта, который может быть разработан Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы или Совета Федерации.

После подготовки законопроекта он проходит рассмотрение на первом чтении в Государственной Думе. На этой стадии депутаты могут внести поправки или дополнения к тексту законопроекта после чего проводится обсуждение и голосование.

Если законопроект пройдет голосование на первом чтении, то он переходит на второе чтение, на котором уже проводится более детальное обсуждение и голосование по отдельным статьям и пунктам. В ходе второго чтения также можно вносить поправки и дополнения.

После принятия законопроекта на втором чтении в Государственной Думе, он передается на рассмотрение в Совет Федерации, где также проводятся первое и второе чтения с обсуждением и голосованием.

По итогам рассмотрения законопроекта в Совете Федерации принимается окончательное решение о его принятии. Если законопроект был принят обеими палатами Парламента, он передается на подпись Президенту Российской Федерации. Президент может либо подписать законопроект и принять его, либо вернуть его на доработку Парламенту с указанием возражений.

Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

Действующая российская Конституция четко определила трех участников законодательного процесса: это Президент, Совет Федерации, Государственная Дума.

Согласно Конституции, право принятия федеральных и федеральных конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат. Государственная Дума – нижняя палата – отражает прямое представительство всего населения страны. Что же касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституцией оговорено, что палаты работают раздельно; при этом даже заседают они в различных зданиях Москвы.

В России существует четыре основных вида законов (кроме Конституции — Основного закона, стоящего особняком).

1. Законы РФ о поправке к Конституции РФ. Принимаются в случае изменений в главы 3–8 Конституции. За всё время существования Конституции таких законов было принято всего четыре.

В 2008 году было принято сразу два таких закона. Один из них продлил срок полномочий Президента с 4 до 6 лет и депутатов Госдумы с 4 до 5 лет.

2. Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Принимаются по важнейшим вопросам, изложенным в Конституции. На данный момент их чуть более сотни, из них подавляющее большинство лишь вносит изменения в уже существующие ФКЗ. Среди важнейших ФКЗ находятся законы «О судебной системе», «О Правительстве», о государственной символике и т. д

Читайте также:  ПОСОБИЕ НА ПОГРЕБЕНИЕ ВОЕННОГО ПЕНСИОНЕРА

Тоже очень редки и имеют особый порядок принятия, который мы сейчас разбирать не будем.

3. Федеральные законы, ФЗ (до 1993 года — Законы РФ). Самый массовый вид законов, именно они составляют костяк законодательной системы. Их порядок принятия мы и разберём в этой статье.

4. Законы субъектов РФ. В России регионы наделены правом принимать собственные законы, порядок их принятия может варьироваться, но в общем похож на то, как принимаются федеральные законы.

Что такое коллизия коллизий

Это правовой термин, который предполагает противоречие одного закона другому. Это основная проблема в международном частном праве, когда внутренние нормы разных стран противоречат общепринятым в международном праве нормам. Однако во внутреннем законодательстве коллизия коллизий не допускается. Для этого каждую инициативу необходимо проверить на легитимность и на соответствие действующим нормам.

Сегодня этим занимаются специальные комитеты. Они обязаны проверить, чтобы законопроект не противоречил действующим нормам. Если коллизия обнаруживается, то депутат или другой субъект, наделенный правом на законотворческую инициативу, обязан провести исправительные проводки и представить проект на второе чтение с учетом предоставленных замечаний.

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *