Последствия процедуры банкротства физического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последствия процедуры банкротства физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Виды банкротства предприятий

Понятие банкротства принято разделять на несколько основных видов:

Реальное банкротство. При реальном банкротстве компания теряет способность восстановить свою функцию платежеспособности из-за фактических потерь заёмного и собственного капитала. В силу наличия высокого уровня потерь капитала и реального повышения доли кредиторской задолженности, компания теряет возможность вести свою хозяйственную деятельность. По этим причинам арбитражный суд объявляет организацию несостоятельным банкротом на основании закона о банкротстве;

Банкротство бизнеса. Под термином «банкротство бизнеса» понимается такой вид бизнеса, при котором компания прекратила осуществлять операции, получив реальные убытки для своих кредиторов. Такой бизнес определяется как несостоятельный, хотя при этом формально не была осуществлена процедура банкротства, и сама компания не была признана несостоятельной;

Временное (условное) банкротство. При временном банкротстве организация теряет свою платежеспособность по причинам превышения актива баланса компании над его пассивом, наличия большого размера дебиторской задолженности перед контрагентами и наличия на складе большого количества нереализованной готовой продукции. При временном банкротстве предприятия в ходе осуществления антикризисного управления с применением процедуры санирования не происходит ликвидации компании. В ходе проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления у компании появляются реальные шансы существенно повысить свою платежеспособность, отладить производственный процесс в соответствии с требованиями и потребностями рынка и добиться в будущем устойчивого и эффективного развития организации;

Преднамеренное (умышленное) банкротство. При преднамеренном банкротстве руководители и владельцы организации преднамеренно ухудшают платежеспособность компании, наносят предприятию экономический вред путем хищения денежных средств фирмы различными способами в своих личных интересах и в интересах третьих лиц. Установленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в арбитражный суд с целью привлечения виновных к уголовной ответственности;

Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своей неплатежеспособности. Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов компании для получения от кредиторов фирмы различных льгот по погашению существующих обязательств, либо для уменьшения долгов организации за счет реализации неконкурентоспособной продукции. Лица, виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособным предприятием и в умышленном сокрытии активов, необходимых для своевременного погашения кредиторской задолженности, привлекаются к уголовной ответственности на основании представления дел в суд арбитражными управляющими.

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.

Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.

Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.

Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.

Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

  • установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
  • предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
  • введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
  • создании системы мер для возрождения бизнеса;
  • создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  • создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
  • сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
  • создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Читайте также:  как проверить обременение на автомобиль в казахстане

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.

Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия:

1. Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

2. Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

3. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведено некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

4. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

Условия и порядок признания предприятия банкротом основываются на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия производится арбитражным судом.

В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:

1. Подачу заявления о возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Такое заявление в соответствии с действующим законодательством может быть подано: кредитором, должником, прокурором, уполномоченным государством органом, работником предприятия. Заявление предприятия-должника подается на основании решения его собственника; органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требований, которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие–должник считает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлению предприятия–должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), а также отчетный бухгалтерский баланс за последний период и другие документы.

2. Судебное разбирательство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в будущем.

3. Принятие арбитражным судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Принципиально это решение может иметь следующие формы:

– об отклонении заявления при выявлении финансовой состоятельности предприятия-должника. Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер («техническое банкротство»), имеющиеся активы позволяют ему в полной мере удовлетворить все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность.

– о приостановлении производства по делу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Такие процедуры направлены на предотвращение ликвидации предприятия и его выход из финансового кризиса.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом предприятия-должника и его санацию. Основанием для вынесения решения об осуществлении реорганизационных процедур является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия-должника путем реализации части его имущества, прекращение дальнейшего привлечения кредиторов во всех их формах и других финансовых мероприятий.

– о признании предприятия-должника банкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специальные ликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны с функциями финансового управления. Это управление возлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательством осуществляет управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворение требований кредиторов.

При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких, признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника – юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры: наблюдение; внешнее управление; мировое соглашение. В отношении должника-гражданина возможно либо конкурсное производство, либо мировое соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом.

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику-гражданину – не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Ст. 33 п. 2)

Наряду с документами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению должника прилагаются документы, подтверждающие:

– наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

– основание возникновения задолженности;

К заявлению должника также прилагаются:

– учредительные документы должника – юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

– список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

– бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;

– решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;

– решение собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия;

Читайте также:  Заявление на декретный отпуск: образец 2022 года

– протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;

– отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета (ст. 38);

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве приведены в ст.27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Ведущая роль в принятии решений о судьбе банкрота отводится собранию кредиторов (ст.15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Организация и проведение собрания кредиторов, а также работников, бывших работников должника осуществляются арбитражным управляющим.

Временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих назначает Арбитражный суд при рассмотрении дела о банкротстве.

Главные действующие лица в процедуре банкротства

— банкротящееся лицо;

кредиторы банкротящегося должника. Закон о банкротстве наделяет их существенными полномочиями. Действуют кредиторы путем голосования на собрании кредиторов по принципу: один рубль долга — один голос. Именно собрание кредиторов рассматривает отчеты управляющего и принимает решения о введении той или иной процедуры банкротства и обращении в суд с соответствующим ходатайством;

— временный управляющий – это должность арбитражного управляющего* в процедуре банкротства «наблюдение»;

административный управляющий — в процедуре банкротства «финансовое оздоровление»;

внешний управляющий — в процедуре банкротства «внешнее управление»;

конкурсный управляющий — при «конкурсном производстве».

*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.

Как объявить себя банкротом

Речь о признании банкротства может идти, если гражданин не способен самостоятельно удовлетворить требования кредиторов.

При этом возможности такой в ближайшем времени не предвидится, а на сумму долга продолжают начисляться пени и штрафы, что еще более усугубляет ситуацию.

Прежде всего, потребуется проверить, соответствует ли должник законодательным требованиям для признания банкротства.

Если ограничивающие препятствия отсутствуют, можно перейти к непосредственной процедуре. Важно понимать, что никакие госорганы не могут по собственному решению инициировать дело о банкротстве, если только не имеет место долг перед государством.

Для разбирательства дела в суде должно наличествовать исковое заявление от самого должника или кредитора.

Кроме того недостаточно просто подать заявление и заявить о собственной несостоятельности.

Факт неплатежеспособности должен быть документально подтвержден. Потребуется собрать справки обо всех доходах и расходах. По закону предписывается уведомление кредиторов о начале банкротства.

Если должник сможет договориться о заключении мирового соглашения и реструктуризации, то дело о банкротстве будет прекращено.

В этой ситуации основной задачей должника становится убеждение кредиторов в наиболее выгодном исходе ситуации.

Стоит немного подробнее упомянуть, кто может инициировать банкротство физлица. Это:

  • сам гражданин;
  • кредитор;
  • уполномоченный орган (ФНС, при наличии налоговой задолженности).

При этом в случае задолженности перед несколькими кредиторами и невозможности удовлетворения всех требований даже за счет реализации имущества, гражданин обязан подать заявление о признании банкротства в течение 30 дней с момента, когда узнал о сложившейся ситуации.

Сколько длится процедура банкротства

Длительность процедуры банкротства для физического лица составляет от 6 до 10 месяцев. Сроки зависят от следующих факторов:

  • наличие собственности;
  • была ли введена реструктуризация долгов;
  • не возникало ли споров по поводу сделок;
  • не привлекались ли эксперты для установления стоимости собственности должника.

На саму реализацию имущества законодатели отводят срок в 6 месяцев.

Заявление гражданина может рассматриваться в течение срока до 2 месяцев В этот период анализируются все обстоятельства дела, оценивается обоснованность обращения и принимается решение о возбуждении производств или отказе
Если дело открывается, то в течение 15-90 дней назначается финансовый управляющий С этого момента прекращается начисление пеней и штрафов, налагается запрет на действия коллекторов и судебных приставов
Спустя 4 месяца Гражданину присваивается статус банкрота и начинается процесс реализации имущества
В течение 2 месяцев имущество реализуется И спустя полгода после окончания распродажи гражданин признается исполнившим обязательства, даже если часть кредиторских требований осталась без удовлетворения

На реструктуризацию долга отводится 4 месяца. Но по ходатайству участников процесса указанные сроки могут быть продлены.

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).
Читайте также:  Сокращение сотрудников МВД в 2023 году: последние новости

Последствия банкротства

В течение 5 лет человек, которого признали банкротом, подавая документы на получение кредитов и займов, обязан уведомить кредитора о пройденном банкротстве.

Также он не имеет права в течение этого времени инициировать процедуру банкротства повторно. А при прохождении банкротства через МФЦ этот срок будет дольше ровно в 2 раза — 10 лет.

Есть ограничения и для рабочей деятельности банкрота: в течение 3 лет гражданин, признанный банкротом, не имеет права занимать руководящие должности и участвовать в управлении любого юридического лица.

Также в течение 5 лет после процедуры банкротства, гражданин не сможет занимать руководящие должности в страховой организации, негосударственном пенсионном фонде, управляющей компании инвестиционного фонда, паевом инвестиционном фонде или микрофинансовой компании, а также участвовать в управлении такими организациями другим образом.

Для участия в управлении кредитными организациями срок ограничений составляет 10 лет по прошествии процедуры банкротства.

Признание несостоятельности граждан

В 2015 году наряду с юридическими лицами получили возможность заявить о своей неспособности платить обязательные платежи и обычные граждане. В отличие от процедуры банкротства предприятия, предпосылкой для открытия судебного производства в отношении гражданина требования кредиторов к нему должны составлять не менее полумиллиона рублей. Это может быть как долг перед одной компанией, так и перед несколькими, а также просроченные платежи в бюджет. Главное, чтобы совокупный размер требований составил 500 тыс. руб. Как и в ситуации с физлицами, период неуплаты кредиторской задолженности должен быть не менее чем три месяца.

Также суду требуется предоставить следующие признаки банкротства:

  • невозможность восстановления платёжеспособности субъекта в силу сторонних обстоятельств;
  • доказательства, что предпосылки для возникновения патовой ситуации возникли не по вине заемщика и банкротство не является умышленным.

Список материалов, которые требуется приложить к судебному заявлению, весьма внушительный, и все они должны быть оформлены надлежащим образом. В противном случае документы не будут приняты к рассмотрению.

Автором заявления в суд может быть как сам гражданин, так и лица, имеющие к нему материальные претензии — банки, микрокредитные компании, люди, занявшие в долг крупную сумму и имеющие расписку, арендодатели и так далее. Прежде чем дать процессу ход, заявитель должен предусмотреть соответствующие материальные издержки.

Судебное производство по делу о БФЛ

Такое производство осуществляет арбитражный суд. Обращаться с заявлением об открытии дела вправе само физическое лицо, его кредиторы, а также гос. структура, облеченная соответствующими полномочиями. Исключение составляют лица, выступающие с требованиями о возмещении ущерба здоровью или жизни, о принудительном взыскании алиментных выплат.

Все категории, лишенные такого права, для предъявления своих требований должны дожидаться состоявшегося признания банкротства должника. Зато их требования остаются в силе даже по окончании данного процесса. Об этом гласит 203 статья 127-го ФЗ.

Следующая статья того же нормативного акта (204) позволяет должнику представить суду план погашения задолженности. В этом приложении к заявлению должны быть отражены:

  • планируемый период погашения;
  • ежемесячная сумма, выделяемая на выплаты долга;
  • ежемесячная сумма, необходимая для жизнеобеспечения должника и его иждивенцев.

Для утверждения судом такого плана нужно согласие кредиторов. Принятие дает возможность приостановить судебное производство на период до 90 дней. В ходе осуществления плана по обоснованному ходатайству какой-либо стороны он может быть изменен.

После признания несостоятельности физического лица есть три варианта процедуры банкротства:

  • вышеупомянутая конкурсная реализация подлежащего ей имущества;
  • заключение мирового соглашения;
  • реструктуризация выплаты долга, если это не влечет за собой банкротство.

Последний вариант обусловлен соответствием должника следующим критериям:

  • наличие источника получения дохода;
  • отсутствие наказания за правонарушения в экономической сфере;
  • отсутствие решения суда о несостоятельности в течение 5 предыдущих лет;
  • отсутствие решения суда о реструктуризации долга на протяжении 8 лет.

Кроме того, закон предусматривает такую процедуру как «наблюдение». При такой форме имущество банкрота подлежит аресту, за исключением того, которое подпадает под действие 446 статьи Гражданско-процессуального Кодекса и 1 пункта 205 статьи ФЗ №127.

Впрочем, согласно пунктам 2 и 3 статьи 205 последнего нормативного акта, суд может не подвергать взысканию и другое имущество по своему усмотрению.

Стадии процесса банкротства компаний

Само понятие несостоятельности банкротства и присущие ему критерии предполагает несколько этапов судебного производства, на протяжении которых интересы сторон соблюдает арбитражный управляющий.

  1. Наблюдение. За трехмесячный период, отведенный на данный этап законом о банкротстве, конкурсный управляющий проверяет достоверность объявленных признаков для признания должника неплатежеспособным:
  • собирает всю доступную информацию об имуществе, принадлежащем потенциальному банкроту;
  • формирует реестр собственности, прибегая при необходимости к независимой оценке;
  • информирует кредиторов о начале процедуры признания несостоятельности;
  • предпринимает комплекс мероприятий, направленный на выявление скрытых активов заемщика;
  • проверяет все сделки с имуществом, проведенные за трехлетний период.
  1. Финансовое оздоровление. Понятие применяется, если в ходе анализа экономического положения дел потенциального банкрота выясняется, что не всё так плохо, как кажется, и компания обладает необходимыми резервами для восстановления работоспособности. Арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов список мер для спасения компании от разорения, подтвержденный расчетами. Для прогноза обычно используется коэффициент восстановления платежеспособности компаний. Если эффективность предложенного специалистом метода доказана, то на предприятии начинают внедрять обозначенный состав мероприятий.
  2. Внешнее управление. Такая мера может быть применена после процедуры санации или вместо нее. Обычно к внешнему управлению прибегают в том случае, если первопричина возникновения признаков и критериев банкротства на несостоятельности компании кроется в неэффективном управлении потенциальным банкротом.
  3. Если использование спасательных действий невозможно либо они не принесли должных результатов, арбитражный управляющий подготавливает и проводит аукционные торги по распродаже имущества должника посредством электронных площадок чтобы удовлетворить требования кредиторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *