Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Категории транспортных средств, которые нужно оснащать тахографами
Требования, согласно которым нужно устанавливать тахографы на транспортные средства, касаются в первую очередь техники, которая задействуется в коммерческих перевозках. Именно для таких ТС вероятность аварии из-за переутомления водителя особенно высока.
Поэтому по закону устанавливать бортовые цифровые тахографы нужно на принадлежащие юридическим лицам и предпринимателям транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3. То есть переоснащению подлежат:
- Автобусы.
- Микроавтобусы, у которых 8 и более мест для перевозки пассажиров.
- Грузовики массой от 3500 кг и более.
Замена аналогового тахографа цифровой моделью
Ранее на транспортных средствах можно было использовать тахографы старого образца — аналоговые/шайбовые. Устанавливать такое оборудование перестали уже достаточно давно из-за низкой точности фиксации пробега, а также неэффективности в защите данных от изменения. Но на некоторых машинах такие устройства стояли — и ими можно было пользоваться.
Начиная с марта 2018 года эксплуатация аналоговых тахографов в РФ законодательно запрещена. Это значит, что машину, на которой установлен шайбовый самописец, нужно срочно переоборудовать, оснастив современной цифровой моделью:
- С блоком СКЗИ — для внутрироссийский рейсов.
- ЕСТР — для рейсов за рубеж.
Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.
В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:
- до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
- до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
- до 30 тыс. — для юридических лиц.
Неустановленный/ неработающий/несоответствующий законодательству тахограф | ||
---|---|---|
Ответственное лицо | Сейчас | Станет |
Водитель | от 1 000 до 3 000 рублей | от 3 000 до 5 000 рублей |
Должностное лицо | от 5 000 до 10 000 рублей | от 7 000 до 10 000 рублей |
Юридическое лицо и ИП | от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Требования к установке тахографа
Процесс монтажа прибора с блоком криптографической защиты данных строго регламентирован соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и его профильными органами во главе с Минтрансом. Принципиально важно следовать нормативным предписаниям, регламентирующим процесс монтажа устройства контроля. В противном случае велика вероятность убытков не только в виде штрафных санкций, но и потери коммерческой репутации среди клиентов, увеличения финансовых издержек.
Полный список документов, необходимых для оформления карты.
Крупногабаритные транспортные средства и многоместные автомобили, относящиеся к категориям M2, M3, N2, N3 и соответствующие другим требованиям закона, в обязательном порядке должны быть оборудованы бортовыми регистраторами характеристик движения до ввода автомобиля в эксплуатацию. Без функционирующего тахографа выпускать ТС в рейс запрещается.
Что такое СКЗИ (НКМ)?
Модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации), он же НКМ (навигационный криптографический модуль) – устройство сбора, шифрования и хранения данных, необходимое в каждом тахографе, работающем на территории РФ. Этот блок – своего рода «черный ящик», защищенный от внешнего воздействия и вмешательства. В него входят собственный модуль памяти, модуль связи с системой ГЛОНАСС, акселерометр и хронометр.
В отличие от аналогичных устройств, сертифицированных в Евросоюзе, на СКЗИ не устанавливается датчик скорости движения благодаря возможности отслеживания транспортного средства через спутниковую систему.
Срок службы СКЗИ законодательно ограничен: каждые 3 года модуль необходимо менять, обращаясь в специализированный сервисный центр. Все манипуляции, выполняемые с тахографом сертифицированными специалистами, подтверждаются соответствующими документами.
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
Новые нумерации законов в области тахографии.
до конца 2021г. | с января 2021г. |
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” | ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…” |
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” | ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” |
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” | ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” |
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” | ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” |
Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ “Росавтотранс”. Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.
Отсутствие тахогрофа — штраф
С апреля этого года вступили в силу штрафные санкции за отсутствие тахографа. Они относятся к грузовому транспорту, соответствующему второй категории. Это от 3,5 до 12 тонн. Главным нормативным актом здесь выступает Федеральный закон №196 со всеми последующими изменениями.
Так, например, с апреля 2013 года частные предприниматели, а также юридические лица будут нести ответственность не только за отсутствие данного прибора в автомобиле. Штрафные санкции будут иметь место еще в том случае, если оборудование не соответствует установленным стандартам.
К ним можно отнести неисправность, просроченное техническое обслуживание, несоблюдение водителем режима отдыха и работы. Размер штрафа для водителей и руководителя компании имеют существенную разницу. В первом случае эта сумма составит от 1 до 3 тыс. руб. Руководитель заплатит гораздо больше, от 5 до 10 тыс. руб.
А вот за сломанный тахограф грозит более существенное наказание. Оно подразумевает снятие государственного номера с автомобиля, а также его отправку на штрафстоянку.