Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессии: Техника и производство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Обновление – инструкции по охране труда для водителей
Еще несколько инструкций по охране труда для водителей различных транспортных средств
- Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля
- Инструкция по охране труда для водителя катера
- Инструкция по охране труда для водителя мотоцикла, снегохода, квадроцикла
- Инструкция по охране труда водителя муковоза
- Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов
- Инструкция по охране труда для водителя погрузчика
- Инструкция по охране труда для водителя снегоочистителя на базе автомобиля
- Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
- условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;
- БД в период каникул учащихся;
- информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов, других искусственных сооружений, пользования паромными переправами, наплавными мостами;
- меры предосторожности при преодолении затяжных спусков, подъемов;
- действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозки пассажиров по регулярным маршрутам);
- особенности посадки, высадки, перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
- особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
- особенности посадки/высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
При организации и осуществлении перевозок пассажиров или грузов, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать проведение следующих видов инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов:
- наличие у работников необходимых знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта);
- допуск к управлению транспортных средств либо управление транспортным средством самостоятельно при отсутствии признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями;
- проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;
- безопасность транспортных средств, эксплуатируемых субъектом транспортной деятельности;
- безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
Проводятся данные инструктажи в целях предупреждения и минимизации ДТП.
Важно. Согласно пункту 7 Правил, информация о прохождении инструктажей вносится в Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
Журнал должен содержать следующую информацию:
- вид инструктажа
- дату проведения инструктажа
- должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
- подпись лица, проводившего инструктаж;
- подписи водителей.
Предрейсовый инструктаж по безопасности дорожного движения
Предрейсовый инструктаж проводят перед выездом водителя по маршруту движения впервые, перед перевозкой детей и опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Кто проводит
Предрейсовый инструктаж проводит сотрудник диспетчерской службы.
О чем инструктировать
- Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
- Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств.
- Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций.
- Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.
- Безопасность движения в период каникул учащихся.
- Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами.
- Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов.
- Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам).
- Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов.
- Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей).
- Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).
Это указано в пункте 19 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Специальный инструктаж по безопасности дорожного движения
Специальный инструктаж проводят, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:
- вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профессиональную деятельность водителей;
- изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
- произошло ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
- совершен или есть угроза совершения террористического акта.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Оценка ситуации, в связи с которой проводят инструктаж.
- Руководство к действию для водителя в определенной ситуации.
Это указано в пункте 21 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД)
В приказе Минтранса № 7 – четыре вида инструктажей по безопасности дорожного движения:
- Вводный;
- Предрейсовый;
- Сезонный;
- Специальный инструктаж.
Инструктажи по БДД фиксируются в журнале, форма которого не определена, но в пункте 23 Приказа Мирнтранса № 7 есть указание какие сведения должны фиксироваться при проведении инструктажей: «Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения».
То есть журнал регистрации инструктажа должен обязательно содержать следующие графы:
- Дата;
- Вид инструктажа;
- Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
- Должность инструктируемого;
- Фамилия, имя, отчество инструктирующего;
- Должность инструктирующего;
- Подпись инструктирующего;
- Подпись инструктируемого.
В каких случаях проводится?
Проведение сезонного инструктажа обусловлено исключительно природными и климатическими условиями.
При смене температуры изменяются и условия вождения, учитываются погодные факторы и в части оснащения и ухода за техникой.
Водители должны больше внимания в холодное время года уделять соблюдению скоростного режима, следить за состоянием обогревательных приборов и быть внимательными при снежной погоде.
В летнее время внимание водителей должно быть обращено в сторону соблюдения противопожарной безопасности, состоянии температуры двигателя и дорожной обстановке.
Именно на факторы вождения в различных климатических условиях уделяется внимание при проведении сезонного инструктажа.
Осуществление данных мероприятий по обыкновению совпадает с подготовкой автомобильной техники к определенному сезону.
Главным является обязательность проведения профилактических мероприятий по охране труда среди всех водителей не реже 2 раз за год.
При нестабильном климате или резких изменениях погодных условий руководство может назначить внеплановое прохождение сезонного инструктирования.
Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД
Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного
Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.
Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.
Инструктаж при перевозке детей
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в случае перевозки детей, помимо общих сведений, должен включать в себя требования постановления Правительства РФ № 117 от 17.12.13 г. В частности, для перевозок детей нельзя использовать транспортное средство, которое эксплуатируется больше 10 лет. Автомобили обязательно должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС и тахографом. Обязательно устанавливается знак «Перевозка детей». В данном случае следует включить пункты в примерные темы инструктажей водителей:
- особенности и правила высадки и посадки детей;
- график технических остановок, к примеру, через каждые 50 минут, но не реже, чем через 100 км;
- остановки для приема пищи, через каждые 3 или 5 часов;
- остановка на ночлег.
Главное, что нельзя перевозить детей с 11 вечера до 6 утра, только в крайних случаях, к примеру, для передвижения в аэропорт или на вокзал. Также возможно перемещение транспортного средства с организованной группой детей в ночное время суток, если на пути следования произошла задержка и до конца поездки осталось не более 50 км.
Заказчик, то есть школа или другое детское учреждение, заказывающее услуги перевозок, может выдвигать отдельные требования к водителям, транспортному средству, естественно, в рамках действующего законодательства. Такая дополнительная информация доносится до сведения водителя именно на предрейсовом инструктаже.
Вводный инструктаж по БДД
Проводят сразу после приема на работу. Инструктируемый водитель должен получить в доступной форме всю необходимую информацию о порядке обеспечения БДД на предприятии. Инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже и т.п.
О действующих в организации правилах внутреннего трудового распорядка также нужно сообщить водителю во время вводного инструктажа, разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейса, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом. По окончании вносят отметку в журнал регистрации.
Дата |
Вид инструктажа |
Ф. И. О. инструктируемого |
Марка, государственный номер транспортного средства |
Теперь внимание, вопрос: какой вид инструктажа нужно провести тем, кто выезжает на линию?
Что ответил на соответствующий вопрос Роструд (пристегнитесь!):
То чувство, когда контрольно-надзорный орган не зная вразумительного ответа будет штрафовать нас за непроведение или неправильное (по сугубо личному мнению территориальной ГИТ) провидение инструктажей по охране труда согласно подпункту 2 пункта 256 приказа 59н. К сожалению, на этом абсурд не заканчивается.
В поисках истины нашлось два письма Минтруда. Валерий Корж и Татьяна Жигастова пытаются разъяснить так:
Итого мы имеем целевой инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при выполнении разовых работ? Как выезд водителя на линию может быть разовым-одноразовым? Для него это привычное дело. Он же, мать его, водитель! Не, бывают, конечно, камикадзе, но это же не для них правила писаны.
Заглянем ещё раз в постановление 1/29:
2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Если и называть инструктаж перед выездом на линию (хотя непонятно, что имеется ввиду под термином «линия») целевым, то не потому, что водитель будет выполнять разовые работы, а потому, что без «разрешения» и «специальных документов», как то водительские права, путевой лист, предрейсовый медосмотр, управлять автомобилем он не вправе!
В тоже время в постановлении 1/29 не сказано, что именно подразумевается под «разрешениями» и «специальными документами».
Пример оформления журнала предрейсового инструктажа водителей
- Форма обратной связи
- Организация питания
- Нормативно-правовая база
- Центр «Точка роста»
- Вакантные места для приема (перевода)
- Социально-психологическая помощь
- Служба школьной медиации
- Совет по профилактике
- Новости
- Родителям
- Итоговая аттестация
- Противодействие коррупции
- Программа антикоррупционной деятельности
- Дошкольное образование
- Музей школы
- Энергосбережение
- Наши достижения
- Волонтерское движение
- Школьный спортивный клуб «Спартак»
- Олимпиада
- Комсомол
- Дорожная безопасность
- Психолого-педагогический консилиум
- Информация о дистанционном обучении
- Школьная библиотека
- ВсОШ 2021-2022
- ВПР
- БДД
- Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавирусной инфекции
- Профориентация
- Основные сведения
- Документация
- Образовательный процесс
- Образовательные стандарты
- Материально-техническое обеспечение
- Финансовое обеспечение
- Для родителей
- Новости
Инструкция по охране труда для водителя школьного автобуса
5.1. По окончании движения по маршруту осмотреть салон школьного автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему.
5.2. Удостовериться, что огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить новый огнетушитель.
5.3. Довести до сведения непосредственного руководителя информацию о завершении подвоза обучающихся в общеобразовательную организацию, о завершении развоза детей по местам проживания.
5.4. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или аналогичными по действию моющими средствами.
5.5. В установленном порядке пройти послерейсовый медицинский осмотр.
5.6. После выполнения ремонтных работ снять и привести в порядок спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, осмотреть их и убрать в установленное для хранения место.
5.7. Сообщить непосредственному руководителю о готовности автобуса к следующей перевозке обучающихся общеобразовательной организации.
При выполнении обязанностей рабочего: инструкцию по охране труда рабочего по зданию
- Положения школы
- Документы по коронавирусу
- Билеты и инструктажи по ОТ
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ
- Нормативные документы ОТ
- Должностные Профстандарт
- Должностные по ЕКС
- Должностные заместителей
- Должностные администрации
- Должностные учителей
- Должностные персонала
- Должностные лаборантов
- Перечень должностных
Предрейсовые инструктажи относятся к текущим, решение об их проведении принимает руководитель по транспортной безопасности организации и специалист по БДД. На инструктаже водители получают информацию о:
- маршруте движения, протяженности маршрута, состоянии дорожного покрытия, сезонных и погодных условиях во время перевозки;
- виде, характере, особенностях грузов, правилах их транспортировки и защиты;
- особенностях перевозки людей и детей (если перевозятся пассажиры);
- специфических условиях и потенциальных опасностях рейса, правилах поведения при возникновении экстренной ситуации в дороге;
- правилах проезда потенциально опасных участков дороги, ж/д переездов перекрестков и пешеходных переходов;
- времени выезда на линии и времени прибытия в пункт назначения, предполагаемых остановках, режиме труда и отдыха;
- обязательных мерах защиты транспортного средства и ответственности за его исправность;
- безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- ответственности за отклонение от маршрута, нецелевое использование транспорта и несанкционированный слив горючего.
Кроме того, водитель получает информацию о наличии на трассе маршрута АЗС, СТО им медицинских учреждений, правилах прохождения таможенных и пограничных пунктов пропуска, порядке действий при ДТП, остановке сотрудниками ГИБДД или нарушении графика перевозки, правилах безопасности проезда населенных пунктов (особенно в период школьных каникул) и т.д.
Водителям-пассажироперевозчикам дополнительно сообщается информация о правилах этикета и поведения, порядку и правилам остановок, посадки и высадки пассажиров. При перевозке детей, водители инструктируются по вопросам состояния транспортных средств (не старше 10 лет), наличия тахометра и ГЛОНАСС, предупреждающих знаков, правил посадки-высадки пассажиров, остановок (каждые 100 км или каждые 50 минут, каждые 3-5 часов для приема пищи), времени перевозки (с 6 утра до 123 вечера) и парковок на ночлег.
Важно! Предрейсовый инструктаж проводится непосредственно перед выездом на линию. Его обязаны проходить как водители, так и сопровождающие груз (экспедиторы) лица.
Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:
- перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
- при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
- водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
- во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
- автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
- в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
- в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.
Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.
Важно! Не прошедшего инструктаж и не получившего отметку о прослушанной предрейсовой лекции по БДД водителя нельзя выпускать на линию. В противном случае, водитель может быть отстранен от рейса, специалист по БДД наказан, а компания оштрафована на крупную сумму за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения.
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
Подлежит проведению дважды в год. Тематика инструктажей — особенности управления транспортом в межсезонье и в тяжелых зимних условиях. Комментарии водителей об этом мероприятии только положительные, ведь они понимают, как важно в тяжелых ситуациях не растеряться и знать, как действовать.
Проводится в экстренных случаях, когда до персонала необходимо донести информацию об изменениях в нормативных актах относительно безопасности движения, о необходимости изменить маршрут движения или об «ужасающей» аварии на дороге, об угрозе возможного террористического акта.
Не заносится информация в журнал о предрейсовом инструктаже водителей по безопасности дорожного движения, о нем ставится отметка в путевом листе.
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения относится к текущему и проводится должностным лицом, назначенным ответственным за такие мероприятия. В программу обязательно вносятся следующие сведения:
- какой характер дорожных условий на маршруте, опасные места на пути следования;
- прогноз погоды на сутки;
- какими свойствами обладает груз, если речь идет о грузоперевозках;
- какие меры безопасности должен соблюдать водитель при перевозке людей;
- если на маршруте следования специфические условия, то как должен вести себя водитель в экстренных ситуациях;
- режим отдыха и питания;
- ответственность водителя за исправность транспортного средства на пути всего следования;
- порядок остановок и стоянки, какие необходимо предпринять меры по сохранности груза;
- порядок пересечения железнодорожных переездов;
- какие необходимо предпринять меры по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, как правильно крепить груз;
- ответственность за необоснованное отклонение от маршрута.
Перед рейсом водителя можно не инструктировать по вопросам безопасности дорожного движения, если одновременно соблюдаются все нижеперечисленные условия:
- Маршрут движения (перевозки) у данного водителя не меняется.
- Перевозимый груз не считается опасным или крупногабаритным.
- Управляемое транспортное средство остается прежним, то есть не меняется.
- Речь не идет о перевозке несовершеннолетних.
Если нет оснований для обязательного предрейсового инструктажа по БДД, руководитель компании вправе самостоятельно инициировать его проведение.
Предрейсовый инструктаж по вопросам обеспечения БДД обязательно проводится для водителей предприятия при наличии соответствующих оснований (обстоятельств).
Данными основаниями являются перевозка несовершеннолетних, перевозка опасных грузов, изменение маршрута, изменение транспортного средства.
Если такие основания отсутствуют, инструктирование может выполняться по инициативе руководства компании, имеющей водительское подразделение.
Процедура оформляется документально – должны быть все приказы руководителя, программа. Факт прохождения четко регистрируется в отдельном журнале. Каждая запись в таком журнале доказывает, что руководство компании неукоснительно соблюдает требования законодательства.
В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:
- изменилось законодательство;
- поменялись маршрут или условия движения;
- произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
- существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.
Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.