Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии государства в реализации права граждан на труд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами любой рыночной экономики. Нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Однако «в природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена, — считает Р.З. Лившиц, — поэтому, чтобы ее обеспечить, ее нужно ввести извне». Социальная функция государства реализуется через систему законодательства, закрепляющую минимальные стандарты, позволяющие каждому человеку эффективно реализовывать свои способности к труду.

Понятие занятости, ее формы и права граждан в области занятости

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы.

Правовая организация трудоустройства населения в Российской Федерации

Под трудоустройством понимается система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и одного из наиболее действенных инструментов в политике занятости. В научной литературе предлагаются широкое и узкое понимание данного правового явления. Так, в широком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п.. Таким образом, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда). Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения (работы по трудовому договору), а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров. Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями — работников требуемой квалификации.

Представляется, что в современных условиях целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. Таким образом, трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде.

В частности, Конвенция МОТ N 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.) обязывает государства создавать бесплатные бюро занятости, основная цель которых — обеспечить воздействие на рынок труда для достижения и поддержания полной занятости. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере труда, занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на центры занятости, которые и выступают органами трудоустройства. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать государственные услуги по подысканию для него подходящей работы.

Органы службы занятости обязаны оказывать посредническую помощь в трудоустройстве всем обращающимся гражданам, в том числе: занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время; не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III групп; гражданам, проживающим на территории России; беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам. При этом граждане имеют право обращаться за информацией, консультацией, содействием в трудоустройстве в городской (районный) отдел занятости населения по месту постоянного проживания или временного пребывания.

К посредничеству в трудоустройстве относятся, например, следующие виды услуг, предоставляемые службой занятости гражданам: информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (включая информацию о возможности трудоустройства в другой местности, а также на временные, сезонные и общественные работы); рекомендации по самостоятельному поиску работы; информация о возможности пройти обучение или получить дополнительное образование; консультация по профессиональной ориентации; предоставление перечня и образцов документов, необходимых для регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы; подбор гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве, подходящей работы и т.д.

Наряду с государственными органами помощь в трудоустройстве могут оказывать и негосударственные органы (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других), однако их услуги являются платными.

Для получения государственной услуги в сфере содействия занятости гражданам необходимо пройти регистрацию. Правила регистрации установлены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработ��ых граждан и требованиях к подбору подходящей работы».

Читайте также:  Договор купли-продажи недвижимости

Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения сведений о гражданах в регистр получателей государственных услуг.

Трудоспособным гражданам, обратившимся в органы службы занятости, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым к ней приступить, при постановке на учет устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления ими соответствующих документов (паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность); трудовая книжка, документ, подтверждающий квалификацию; справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы; для инвалидов — индивидуальная программа реабилитации). Служба занятости осуществляет поиск подходящей работы и при наличии вакансии выдает гражданину направление для прохождения собеседования у работодателя, на которое гражданин обязан явиться в течение трех дней.

По истечении 11 дней граждане, не трудоустроенные службой занятости, признаются безработными с первого дня их регистрации.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона о занятости).

Из указанного определения можно выделить четыре условия для признания работы подходящей.

Первое условие — профессиональная пригодность гражданина, которая определяется уровнем квалификации, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством), а также продолжительностью (опытом) работы. Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом служба занятости отдает предпочтение той профессии (специальности), по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости, учитывает желание гражданина и наличие вакансий на рынке труда.

Некоторые другие важные права работников

Высказывается мнение о том, что ставить на учет в службы занятости можно не только безработных, но и тех, кто имеет место работы, но не удовлетворен условиями и хотел бы его сменить. Если взглянуть на эту теорию, сквозь призму эффективной трудовой занятости, подобные точки зрения имеют право на существование и поддержку.

Работу за границей регулирует статья 10 Закона о занятости. Там говорится, что российские граждане могут осуществлять профессиональную деятельность находясь за границей, более того, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами своей страны. При таком развитии событий заключаются межгосударственные соглашения, они ориентируются на численность миграционных потоков, квалификацию соискателей, длительность и условия найма. Стоит отметить, что право свободного выезда россиян и хорошие условия найма и высокая оплата труда за границей могут привести к негативным последствиям бесконтрольной зарубежной миграции, что можно констатировать в данный исторический отрезок времени. Причина этого заключается как в отсутствии повышенного внимания к миграционным потокам, так в недостатках правового механизма, работающего на привлечения в Россию иностранных работников. Поэтому наш рынок труда насыщается чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Что, бесспорно, негативно влияет на рост заработной платы, делает менее выгодным положение отечественных тружеников.

Право на обжалование решений, действий или бездействия отделов службы занятости населения и их должностных лиц изложено в статье 11 Закона О занятости. Чтобы реализовать такое право, следует обратиться в вышестоящий орган службы занятости, не лишним будет обращение в суд в порядке, который описан в законодательстве РФ.

Если говорить о денежной и иной помощи безработным, нужно руководствоваться Статьей 36 Закона О занятости. Она предусматривает, среди прочего, что люди оставшиеся без работы, но уже не имеющие право на пособие по истечению назначенного периода его выплаты, а еще граждане, получающие профессиональное обучение и дополнительное профессионального образование, могут расчитывать на оказание материальной помощи все теми же службами занятости. Как именно должна оказываться такая денежная поддержка указанным, имеющим на нее право категориям лиц, определяется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Предусмотрена в законе о занятости и возможность добровольного страхования от возможной потери работы. Читать об этом следует в статье 37. Условия, порядок и периодичность выплат по таким договорам регулируются законодательством Российской Федерации.

Пособия для безработного

Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.

Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.

Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Читайте также:  Алименты в Казахстане 2022: что важно знать

Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.

Пример № 1

Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.

Пример № 2.

Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2020 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.

12130/30*26=10512,66….

10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.

Пример № 3.

Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит

12130/30*2=808,66….

808 рублей 67 копеек.

С 1 июля 2020 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:

Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент

Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.

В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2020 года по 10 июня 2020 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.

Ответственность безработного

К видам ответственности можно отнести:

  • Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
  • Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).

Обязанности и ответственность

Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.

К обязанностям относятся:

  1. Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
    • предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
    • анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
    • предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
    • приобщение к общественным работам;
    • начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
  1. Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
    • в трезвом виде;
    • в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
  1. Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
  2. Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.

Неработающих граждан разделят на категории и внесут в реестр

В каждом субъекте может появиться реестр неработающих граждан. Такой законопроект находится сейчас на рассмотрении Госдумы, сообщила «Парламентская газета».

В 2020 году ряд губернаторов обратились в Совет Федерации с просьбой разобраться с ситуацией — по их мнению, львиную долю отчислений в ФОМС регион вносит за тех, кто на самом деле имеет возможность платить налоги. Речь идёт, прежде всего, о лицах, предлагающих услуги по ведению домашнего и фермерского хозяйства, ремонту квартир, обучению и уходу за детьми. Главы субъектов Федерации уверены, что явно переплачивают в ФОМС. Например только одна Ростовская область отчисляет в фонд порядка 10 миллиардов рублей. Тогда же было принято решение разработать закон о персонифицированном учёте граждан в системе ОМС.

Когда выплачивают пособие по безработице

По каким числам платят пособие по безработице, решает центр занятости населения, куда вы обратились.

Решение оформляют приказом о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия – об этом читайте дальше в статье.

Вы получите все эти сведения, в том числе о том, когда приходит пособие по безработице, из уведомления. Центр занятости направит его вам на следующий рабочий день после того, как издаст приказ (п. 10 Правил N 116н).

Уведомление вы получите в личный кабинет на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – платформа «Работа в России») или на едином портале госуслуг/региональном портале государственных и муниципальных услуг — если направляли заявление через один из этих порталов. Также о том, что вам направили уведомление, вам сообщат на адрес электронной почты, который вы указали в заявлении (п. 4 Правил N 116н).

Читайте также:  Льготы, предоставляемые многодетным семьям в Белгородской области

Когда пособие по безработице не платят?

Есть периоды, в которые получать пособие нельзя, даже если вы как безработный имеете на него право. Они указаны в п. 4 ст. 35 Закона. Это время:

  • отпуска по беременности и родам,
  • выезда в связи с обучением из места жительства (имеется в виду обучение в профессиональных образовательных организациях, вузах, организациях дополнительного профобразования по очно-заочной или заочной форме),
  • призыва на военные сборы,
  • привлечения к мероприятиям, которые связаны с подготовкой к военной службе,
  • привлечения к мероприятиям, которые связаны с исполнением гособязанностей.

Когда прекращают выплачивать пособие по безработице в 2022?

Пособие перестанут платить, если безработного снимают с учета. Это возможно, если безработный:

1) признан занятым гражданином согласно ст. 2 Закона (кто такие занятые граждане, смотрите ниже),

2) долго (то есть больше месяца) не приходил в органы службы занятости, чтобы перерегистрироваться в качестве безработного, без уважительных причин.

Исключение тут сделано для безработного, который проходит профобучение и получает дополнительное профобразование по направлению органов службы занятости.

3) переехал или переселился в другую местность,

4) пытался получить пособие или даже получил его обманным путем,

5) осужден к исправительным, принудительным работам или к лишению свободы (исключение – когда наказание назначают условно),

6) получает пенсию.

Тут речь идет о страховой пенсии по старости (в том числе досрочной), о пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, а также о пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на досрочную пенсию по старости).

7) отказался от услуг органов службы занятости как посредника (это можно сделать, написав заявление),

8) умер.

Эти случаи предусмотрены в п. 2 ст. 35 Закона, а также продублированы в п. 23 Правил регистрации безработных граждан.

Если вас сняли с учета в качестве безработного, в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения внесут изменения. Там укажут данные о причине и дате снятия с учета.

Во всех случаях, кроме смерти безработного, ему сразу же направляют уведомление о снятии с учета (пункты 24, 25 Правил регистрации безработных граждан).

Права граждан и гарантии государства в области занятости

Основными правами граждан в сфере заня­тости являются:

1) право из выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организа­ций по содействию в трудоустройстве населения;

2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получе­ние информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионально­го обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в воз­расте от 14 до 18 лет);

3) в случае признания их безработными — право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустрой­ство за пределами Российской Федерации;

5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законода­тельством порядке;

6) иные права, предусмотренные законом.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следую­щем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Цели и назначение данного закона

Скачать полный текст Закона о занятости населения со всеми изменениями.

Основные цели и назначение данного законопроекта заключаются в следующем:

  • формирование трудовых ресурсов, а также повышение их мобильности и защита интересов самого рынка труда;
  • возможность выровнять условия обеспечения трудовой занятостью всех граждан нашей страны вне зависимости от того, какой у них пол, расовая принадлежность и так далее;
  • возможность создания нормальных условий для обеспечения нормальной жизни для каждого работающего человека в нашей стране;
  • возможность в полном объеме поддерживать трудовую деятельность каждого человека, в том числе предпринимателей;
  • возможность предотвращения массовых сокращений рабочей силы на территории РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *