Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки инспекции по труду в 2022 году: что должны знать работодатели». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2022 году Роструд ввел мораторий на плановые трудовые проверки. Это решение приняли, чтобы поддержать бизнес в условиях санкций и не нагружать компании дополнительной работой. Мораторий действует для всех ИП и юрлиц. Организации, которые ранее были включены в перечень на 2022 год, могут не готовиться к процедуре: инспекторы отменили все утвержденные планы.
Порядок проведения профилактического визита
Сразу надо отметить, что по результатам профилактического визита работодатель не привлекается к административной ответственности. Также инспектор не может выдать предписание, обязательное к исполнению (п.8 ст.52 Закона № 248-ФЗ).
По окончании профилактического визита инспектор не составляет протокол и не назначает какие-либо штрафы. Роструд информирует, что главной задачей профилактического визита является помощь работодателю в выявлении, устранении и предотвращении рисков нарушения трудового законодательства.
По результатам профилактического визита работодателю даются рекомендации, которые не носят обязательный для исполнения характер, но к которым очень целесообразно прислушаться.
Отметим, что, по общему правилу, профилактический визит не является обязательным мероприятием для работодателя, то есть компания вправе отказаться от него. Это не влечет какие-либо негативные последствия.
Между тем, для отдельных компаний профилактический визит является обязательным. К данной категории относятся работодатели:
- которым присвоен категории высокого и значительного риска;
- которые осуществляют деятельность в сферах с высоким риском производственного травматизма (п.32 Положения о проверках ГИТ).
Как долго длятся проверки
Постановление № 1230 устанавливает, сколько дней может продолжаться плановая документарная проверка ГИТ, — 10 рабочих дней. В этот срок не включается время, которое потратит работодатель на направление инспекторам официально запрошенных у него документов.
В порядке выездного контроля государственные инспекторы труда инспектируют работодателей в течение также не более 10 дней. При этом ограничен срок непосредственного взаимодействия проверяемого лица с контролерами:
- если проверяемое лицо — субъект малого предпринимательства, общее время его взаимодействия с инспекторами не превысит 50 часов;
- а если это микропредприятие — 15 часов.
Коротко о проверках Роструда
Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Документарные проверки. Роструд проверяет документы работодателя у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:
1. Подготовьте документы.
2. Следите за сроками.
3. Проверьте правильность составления акта.
Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает к работодателю и проверяет условия труда работников и товары компании или ИП. Если к вам пришли с проверкой:
1. Проверьте документы ревизоров.
2. Предоставьте информацию.
3. Присутствуйте при проверке.
4. Не мешайте проверяющим.
5. Привлеките менеджеров.
6. Следите за сроками.
7. Не платите за экспертизу.
8. Если посчитаете нужным, привлеките к проверке уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей.
9. Проверьте правильность составления акта.
После проверки Роструд может приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру или суд. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.
Самопроверка работодателя
Еще один полезный сервис Роструда, который поможет предпринимателям подготовиться к плановой проверке ГИТ — «Электронный инспектор». Он также доступен на сайте Онлайнинспекции.
Что в нем интересно:
- Сервис содержит типовые рабочие ситуации: прием нового сотрудника, увольнение по сокращению, разработка инструкций по охране труда и т.д. Можно по каждой из них пройти онлайн-тест и узнать, все ли требования законодательства выполняются на вашем предприятии.
- По завершении тестирования вы получаете рекомендации, что улучшить в конкретной сфере, и какими нормативными документами руководствоваться.
- Возможные ошибки и нарушения при пользовании «Электронным инспектором» никак не влияют на категорию риска работодателя. Тестирование можно проходить без регистрации, под условным названием предприятия.
- Положительные результаты самопроверки можно направить в Роструд как доказательство добросовестности работодателя. Но для этого придётся пройти тест под учетной записью в личном кабинете на сайте Роструда.
Штрафы по итогам проведенной проверки
Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.
Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2017 года:
- Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
- Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
- Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
- Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
- Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
- Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
- Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.
Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.
За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список
Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:
- в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
- запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
- отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.
Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.
Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).
Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:
- проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
- запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
- распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
- предлагать оплатить контрольные мероприятия;
- требовать информацию до начала проверки и т. д.
Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.
Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:
- Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
- Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
- Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
- Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
- Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.
ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).
Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236. Подробности см. здесь.
- невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
- установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
- невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
- поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- жалоба работника на нарушение трудовых прав;
- запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.
Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:
- прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
- вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
- работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).
Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.
Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:
- Проверка кадровых документов.
- Проверка безопасности выполняемых работ.
Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства в 2021 году
Размер штрафа за конкретное нарушение установлен законодательно. Если в статье не указана конкретная сумма санкции, а указаны верхний и нижний предел возможного наказания, например, от 3 до 5 тысяч рублей, конкретный размер взыскания определяет инспектор. Последний при принятии окончательного решения обязан учесть тяжесть административного проступка.
ГИТ вправе штрафовать за каждое выявленное нарушение по каждому отдельному работнику. Такой подход еще в 2014 году одобрил Верховный суд РФ. Поэтому работодателю, который систематически игнорирует действующие трудовые нормы, по итогам проверки придется заплатить многомиллионные санкции.
Представителям малого и среднего бизнеса сделали поблажку – за первое нарушение они могут отделаться лишь предупреждением. Но только при условии, что совершенный проступок не повлек серьезных последствий, например, ЧС либо материального ущерба.
Штраф нужно заплатить не позже шестидесяти дней с момента вступления соответствующего постановления в законную силу.
Бухучет по штрафным санкциям будет отображаться следующим образом:
- начисленный административный штраф – дебет счета 91-кредит счета 76;
- оплата штрафа – дебет счета 76-кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».
Работодателям, несогласным со штрафами трудовых инспекторов и готовым идти в суд, поможет анализ судебной практики. Судьи поддержали инспекторов ГИТ и работодателей от штрафа не освободили в следующих случаях:
Нарушение | Судебное решение |
В трудовом договоре не указаны:
|
Решение Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 Решение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 7-1784/2020 Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020 Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019 |
На трудовом договоре, хранящемся у работодателя, нет подписи сотрудника, подтверждающей получение им своего экземпляра договора | Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8846/2020 |
В срочном трудовом договоре нет ссылки на причину его заключения | Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020 |
Работодатель не выдал уволенному сотруднику справку о сумме заработка за 2 предшествующих года, сведения о доходах и удержанном НДФЛ | Решение Московского городского суда от 16.06.2020 № 7-6849/2020 |
Досрочное (до истечения 2 недель с даты подачи заявления) издание приказа об увольнении, если работник увольнение не оспаривал | Решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 по делу № 7-21-90/2019 |
Отсутствие подписи сотрудника на приказе об увольнении | Решение Московского городского суда от 02.03.2020 по делу № 7-1948/2020 |
Нарушение сроков окончательного расчета с сотрудниками при увольнении | Решение Московского городского суда от 28.02.2020 по делу № 7-2883/2020 |
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Список организаций подлежащих проверке в 2022 году
Замена плановой выездной проверки инспекционным визитом возможна во втором полугодии 2021 года. Контролеры вправе провести такую замену, если:
- выездная проверка включена в ежегодный план проверок на 2021 год;
- решение о замене принято контролирующим органом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала плановой проверки.
Если решение о замене будет принято контролирующим органом, проверяемую компанию или ИП должны уведомить о замене в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2-3 Постановления № 1969).
Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2021 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).
Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.
В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.
К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).
Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?
Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
- нарушение сроков проверки;
- и другие.
Утвержден план проверок на 2022 год
- Низкий риск — не проводятся.
- Умеренный риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 6 лет).
- Средний риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 5 лет).
- Значительный риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 3 года).
- Высокий риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 2 года).
- Чрезвычайно высокий риск (новая категория) — не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.
Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.
Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.
В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:
- независимая оценка соблюдения обязательных требований;
- страхование ответственности;
- участие в саморегулируемых организациях.
К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.
Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, — мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).
Постановлением от 30.11.2020 № 1969 правительство продлило мораторий на плановые проверки в 2021 году, но только малых предприятий и то не для всех. Мораторий не распространяется на:
- экономические агенты, которые находятся под постоянным госконтролем; предприятия с 1 и 2 классом опасности;
- компании из категории высокого и чрезвычайно высокого риска, а также эксплуатирующие такие объекты;
- предприятия с деятельностью из перечня к закону №294-ФЗ от 26.12.2008 (образование, здравоохранение и т.д.);
- штрафники, для которых действуют вступившие в силу постановления о наказаниях по КоАП за грубые нарушения;
- предприятия, у которых приостановили или аннулировали лицензии.
В последних двух случаях действует еще одно условие — проверка, по результатам которой назначены наказания, прошла меньше 3 лет назад.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заявление в трудинспекцию
Когда руководители решают, что их компанию включили в план необоснованно, то они вправе подать заявление на исключение из этого плана. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ №1268 от 26.10.2015. Это же постановление устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению и порядок подачи заявления. К заявлению необходимо приложить:
- Выписку из реестра акционеров, если проверяемая компания является АО. Прилагается оригинал выписки;
- Отчет о финансовых результатах за один год из последних трех лет. Предоставляется копия отчета, которую заверяет руководитель или уполномоченный сотрудник. Если компания отчет не составляет, то можно приложить иной документ, содержащий сведения по выручке компании без учета НДС. Такие сведения также составляются за один год из последних трех лет;
- Сведения о среднесписочной численности. Среднесписочная предоставляется в виде копии документа, заверенного руководителем или уполномоченным сотрудником.
Подать заявление можно подать или в бумажном виде или в электронном. Заявление и копию направляют в то ведомство, которое составляло план. Заявление работодателя рассматривается не более 10 рабочих дней, после этого в течение трех дней в адрес работодателя направляется решение инспекции. Решением может быть исключение компании из плана проверок, либо отказ в просьбе работодателя. Если в план организация не включена, то документы просто вернут работодателю. Если решение инспекции компанию не устраивает, она может обратиться в суд для его обжалования.
Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?
Запрашивать трудинспекция при проверке может любые документы, которые требуются с целью контроля и за любой период времени. Если документы или информация к предмету проверки отношения не имеют, проверяющие инспекторы не вправе их запрашивать. Не имеют право госинспекторы запрашивать и такие документы, которые уже имеются в электронной базе других госорганов. Они получают путем обмена между органами. Выделить один единственный перечень документов, который трудинспекция запрашивает при проверке невозможно. Он определяется в зависимости от целей проверки для каждого конкретного случая индивидуально. Содержится этот перечень в приказе о проверке компании.
Рассмотрим, какие документы могут запрашивать трудинспекторы:
- Учредительные;
- Документы, подтверждающие полномочия руководителей;
- Договора с работниками;
- Личные карточки работников;
- Трудовые книжки, книгу их учета, приказ ответственного за их ведение;
- Штатное расписание;
- Кадровые приказы;
- Правила трудового распорядка;
- Нормативные акты компании (Положение об оплате, о премировании);
- Документы, подтверждающие отсутствие долгов по оплате труда;
- Другие документы по зарплате;
- Табель учета рабочего времени;
- Иные документы.
Все документы компании обязаны предоставить в трудинспекцию в срок до 10 рабочих дней. Оригиналы документов предоставлять не нужно, подают копии, заверенные подписью руководителя, либо уполномоченного лица, а также печатью компании. Документы также могут быть представлены в электронном виде, в этом случае порядок их передачи определяется законом №294-ФЗ.
Что проверяет трудовая инспекция в 2022 году: какие штрафы, таблица
На официальном сайте Роструда, ежегодно публикуется перечень плановых проверок по субъектам Российской Федерации. Открытость информации позволяет руководству подготовить необходимую документацию для более комфортного проведения процедуры. Чтобы минимизировать нежелательные последствия, работодателям важно знать, что проверяет трудовая инспекция в 2022 году и какие штрафы возможны за выявленные нарушения. Информация об этом будет актуальна не только после фиксации правонарушений, но и в целях их недопущения.
На заметку! Точный перечень необходимых документов будет зависеть от цели посещения. Проверяемый обязан предоставлять их по первому требованию, поскольку отказ будет считаться нарушением законодательных норм.
Штраф 115 тысяч за отсутствие предрейсового осмотра
В Саратове областным судом рассматривалось дело №21-62/2017. ООО привлекли к административной ответственности за отсутствие медосмотров сотрудников, в т. ч. и предрейсовых. В компании считали, не являясь транспортной организацией, они не обязаны выполнять требования по прохождению предрейсовых медосмотров. При том что использовали автомобили, находящиеся на балансе организации, в служебных и личных целях. Общество пыталось доказать, что они не должны нести административную ответственность по ст. 5.27.1 ч.3 КоАП, так как, Трудовая инспекция (подавшая на них в суд) не имеет права вменять нарушение об отсутствии предрейсовых осмотров. По мнению компании в компетенцию инспекторов (ГИТ) не входит этот вид нарушения, так как, не касается прав по труду. Судья не согласился с доводами Общества, и поддержал сторону Трудоинспекции.
Полномочия инспекторов при проведении проверок
Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:
- в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
- запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
- отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.
Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.
Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).
Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:
- проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
- запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
- распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
- предлагать оплатить контрольные мероприятия;
- требовать информацию до начала проверки и т. д.
Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.