Ст.260 УК РФ: когда за вырубку лесов наступает уголовная ответственность?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст.260 УК РФ: когда за вырубку лесов наступает уголовная ответственность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стоимость услуг адвоката по ст. 260 УК РФ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты. Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита. Средняя стоимость услуг адвоката по осуществлению защиты на предварительном следствии, на которую можно ориентироваться, составляет 100 тыс. руб. В каждом случае она может быть как меньше, так и больше, что зависит от указанных факторов.

Комментарии к ст. 260 УК РФ

1. Рассматриваемое преступление является достаточно распространенным, в некоторые годы составляет до трети всех регистрируемых экологических преступлений, характеризуется высокой латентностью. Его общественная опасность заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, имеющим большое народно хозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся «легкими» планеты.

2. Объект преступления — общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.

Предметом преступления являются лесные насаждения, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14).

Не являются предметом рассматриваемого преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

3. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать не по ст. 260, а как хищение чужого имущества.

4. Согласно Лесному кодексу РФ лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 Лесного кодекса РФ).

С учетом особенностей правового режима защитных лесов выделяются следующие их категории:

а) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

б) леса, расположенные в водоохранных зонах;

в) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в 1, 2 и 3 зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценные леса; государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры). К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Эксплуатационными признаются леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения их полезных функций. Отнесение лесов к эксплуатационным и установление их границ осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Резервными считаются леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Запрещенными к порубке являются деревья, кустарники и лианы, относящиеся к редким и исчезающим видам и занесенные в Красные книги Российской Федерации или ее субъектов. Согласно Перечню видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 271 , запрещена рубка 50 видов (пород) деревьев (береза карельская, береза Максимовича, береза Радде, береза Шмидта, дзельква, дуб зубчатый, дуб курчавый, каштан посевной и др.) и 6 видов кустарников (жимолость Толмачева, калина Райта, клекачка колхидская, клекачка перистая, падуб Сугероки, экзохорда пильчатолистная).

———————————

СЗ РФ. 2007. N 13. Ст. 1580.

5. С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданным с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете или ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными правовыми актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14).

Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан к продолжению роста. Оно может быть при наезде транспортным средством на насаждения, рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, возведении хозяйственных сооружений и т.п.

6. Состав рассматриваемого преступления формальный, преступление считается оконченным с момента: а) порубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня; б) повреждения их до степени прекращения роста (гибели). Представляется ошибочным отнесение рассматриваемого состава преступления к числу материальных . В статье 260 значительный размер характеризует деяние, а не последствие преступления.

———————————

Например: Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М., 2001. С. 651 и др.

7. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5000 руб. (см. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 ).

———————————

СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437.

8. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (умысел — прямой). Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, но, как правило, преобладают корыстные, что необходимо учитывать при определении вида и размера наказания.

9. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ответственность за рубку лесов

Статья 1 Лесного кодекса в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

Ответственность за нарушение порядка пользования лесами урегулирована как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьей 8.28), так и Уголовным кодексом РФ (статья 260).

Читайте также:  Декларация по ЕНВД при закрытии ИП: как заполнить, когда сдавать

Разграничение административной и уголовной ответственности за вырубку лесных насаждений проводится в зависимости от размера причиненного ущерба.

Уголовная ответственность согласно диспозиции статьи 260 УК РФ наступает за незаконная рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений в значительном, крупном или особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам превышающий 5000 рублей, крупным – 50000 руб., особо крупным – 150000 руб.

Статья 260 УК РФ за незаконную рубку лесных насаждений предусматривает штраф до 3 миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Административная ответственность наступает за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев на сумму не более 5000 руб.

Статья 8.28 КоАП РФ предусматривает штраф от 3000 до 500000 рублей с конфискацией орудия совершения правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Другой комментарий к Ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

3. Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. рублей.

Дополнительная информация

В комментарии к статье 260 УК РФ содержится дополнительная информация, позволяющая выявить преступные действия, отличить их от неумышленных и помочь в раскрытии преступления.

Отдельно стоит сказать о срубленных, подготовленных к складированию или вывозу деревьях, которые были заготовлены другими лицами. Это довольно распространенное нарушение, когда гражданин присваивает себе якобы бесхозные ресурсы с целью заготовки дров или строительства. Завладение такими деревьями расценивается как хищение имущества.

Леса, расположенные на территориях лесного фонда, делятся на три категории: защитные, эксплуатационные и резервные.

Защитными являются леса, защищающие от природных воздействий, выполняющие санитарно-гигиенические, водоохранные функции. К ним относятся:

  • лесные участки вдоль водоемов, оврагов и склонов;
  • опушки на границах с пространством без леса;
  • участки для сбора семян;
  • заповедники;
  • места обитания редких животных;
  • участки с реликтовыми растениями.

Второй комментарий к Ст. 260 УК РФ

1. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие как в лесах, так и вне их.

2. Запрещенными к рубке являются деревья, кустарники и лианы, относящиеся к редким и исчезающим видам и занесенные в красные книги Российской Федерации или ее субъектов.

3. Незаконной является рубка указанных в законе насаждений с нарушением требований законодательства, например без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды), в объеме, превышающем разрешенный, с нарушением породного или возрастного состава либо за пределами лесосеки.

4. К повреждениям до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста.

5. Значительным размером признается ущерб, превышающий 5 тыс. руб.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

8. Понятия «группой лиц», «группой лиц по предварительному сговору», «организованной группой», «лицом с использованием своего служебного положения» трактуются так же, как и в других составах преступлений. Преступление признается совершенным в крупном размере, если ущерб превышает 50 тыс. руб. Особо крупным размером признается ущерб, превышающий 150 тыс. руб.

Конфискация автомобиля и прочей техники согласно установленным законам в России

Согласно ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Статья 260 Уголовного кодекса РФ незаконная рубку определяет как повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18.10. 2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Комментарий к Статье 260 УК РФ

1. Общественная опасность незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) заключается в неконтролируемом уничтожении древесно-кустарниковой растительности, в подрыве этим экологической безопасности общества.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, ч. 2 — квалифицированный и ч. 3 — особо квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1 — 2) и средней (ч. 3) тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

3. Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную рубку (а равно повреждение) деревьев, кустарников, лиан в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.

4. Лес — охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

5. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: а) защитные; б) эксплуатационные; в) резервные. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: а) обороны и безопасности, на которых расположены леса; б) поселений, на которых расположены городские леса; в) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ст. 10, 23 ЛК).

5.1. К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Читайте также:  Снять запрет на въезд в Россию и отмена депортации

Можно выделить следующие категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов); г) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры) (см. ст. 12, 102 ЛК).

5.2. К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (см. ст. 12, 108 ЛК).

5.3. В защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относятся: а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; в) постоянные лесосеменные участки; г) заповедные лесные участки; д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; ж) другие особо защитные участки лесов (см. ст. 102 ЛК).

Размеры штрафа и других видов наказаний

Мы подготовили таблицу, в которую включили:

  • размер ущерба;
  • размер штрафов без учета отягчающих обстоятельств;
  • размер штрафа с учетом отягчающих обстоятельств и их описание;
  • другие виды наказания, не связанные с лишением свободы;
  • лишение свободы.
Размер ущерба Размер штрафа в тысячах рублей без учета отягчающих обстоятельств Размер штрафа в рублях с учетом отягчающих обстоятельств и их описание Другие виды наказания, не связанные с лишением свободы Лишение свободы
Незначительный Граждане 3-4, должностные лица 20-40, юридические лица 200-300. С применением механизмов (но не подпадающих под уголовное наказание) Граждане 4-5, должностные лица 40-50, юридические лица 300-500, плюс конфискация орудий совершения правонарушения.
Значительный До пятисот или в размере зарплаты/дохода за срок до трех лет. Группой или с использованием служебного положения штраф 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. До 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ, до двух лет принудительных работ со штрафом в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.. До двух лет и штраф в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Крупный 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. Организованной группой по предварительному сговору штраф 1-3 миллиона рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет, до пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До четырех лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Особо крупный 1000-3000 рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет. До пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До семи лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет.

Чем грозит нарушителям незаконная вырубка леса?

Наказание за противозаконную заготовку древесины в значительном, крупном и особо крупном размерах предусматривает 260 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Размер нелегальной вырубки Предусмотренное ст. 260 УК РФ наказание
Значительный
Свыше 5000 рублей
Штраф до 500 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до 3 лет.

2-годичные исправительные работы/обязательные работы на 480 часов.

Возможно лишение свободы сроком до 2 лет со штрафом от 100 000 до 200 000 рублей!

Крупный
Свыше 50 000 рублей
Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или доход осуждённого за период 3-4 лет.

Принудительные работы на 3-4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей.

Лишение должности сроком на 3 года.

Лишение свободы на 4 года со штрафом от 150 до 300 тысяч рублей с лишением должности до 3 лет.

Особо крупный
Свыше 150 000 рублей
Штраф от 1 до 3 миллионов рублей или доход осуждённого за период 4-5 лет.

Принудительные работы на 5 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей.

Лишение должности сроком на 3 года.

Лишение свободы на 7 лет со штрафом от 300 до 500 тысяч рублей с лишением должности до 3 лет.

Размеры штрафа и других видов наказаний

Мы подготовили таблицу, в которую включили:

  • размер ущерба;
  • размер штрафов без учета отягчающих обстоятельств;
  • размер штрафа с учетом отягчающих обстоятельств и их описание;
  • другие виды наказания, не связанные с лишением свободы;
  • лишение свободы.
Размер ущерба Размер штрафа в тысячах рублей без учета отягчающих обстоятельств Размер штрафа в рублях с учетом отягчающих обстоятельств и их описание Другие виды наказания, не связанные с лишением свободы Лишение свободы
Незначительный Граждане 3-4, должностные лица 20-40, юридические лица 200-300. С применением механизмов (но не подпадающих под уголовное наказание) Граждане 4-5, должностные лица 40-50, юридические лица 300-500, плюс конфискация орудий совершения правонарушения.
Значительный До пятисот или в размере зарплаты/дохода за срок до трех лет. Группой или с использованием служебного положения штраф 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. До 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ, до двух лет принудительных работ со штрафом в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.. До двух лет и штраф в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Крупный 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. Организованной группой по предварительному сговору штраф 1-3 миллиона рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет, до пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До четырех лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Особо крупный 1000-3000 рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет. До пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До семи лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет.

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Читайте также:  Памятка о назначении пособия на ребенка

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.[93]

При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.[94]

Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия.[95]

Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.[96]

Таким образом, первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.

3.3 Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области

Настоящая практика назначения наказаний по ст. 260 УК РФ приведена на основе данных ИЦ УВД Омской области за период 2006 – 2007 гг. с целью изучения экологической безопасности в Омской области и анализа профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений, связанных с посягательством на лесосырьевые ресурсы.

При анализе назначения наказаний по ст. 260 УК РФ особое внимание уделялось вопросам, связанным с совершением преступления лицом с использованием своего служебного положения; вопросам, связанным с возмещением причиненного ущерба; вопросам, связанным с обращением вещественных доказательств в доход государства.

Глава 26 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что преступления, предусмотренные статьей 260 УК РФ, регламентирующей ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников являются экологическими преступлениями.

В общей структуре экологической преступности незаконная порубка леса занимает первое место.

Так, по данным ИЦ УВД Омской области, в 2007 году, от общего числа осужденных по экологическим преступлениям, число осужденных по делам о незаконной порубке составляет 77%.

Однако имеющиеся статистические данные позволяют сделать вывод о снижении количества поступивших в суды уголовных дел, связанных с незаконной порубкой леса на 48%, поскольку по отчетным данным в суды Омской области в 2006 году поступило 121 уголовное дело, с вынесением приговора рассмотрено 116 дел; в 2004 году поступило 69 уголовных дел, с вынесением приговора рассмотрено 65 дел.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что в 2006 году в суды Омской области поступило на 52 уголовных дела меньше, чем в 2007 году.[97]

Обнаруживается тенденция снижения и числа осужденных на 45%.

Проведенное исследование показало, что преобладающее большинство лиц привлекается к уголовной ответственности за незаконную порубку лесного фонда. Как известно лес имеет важное климатрегулирующее, почво- и водозащитное значение и выполняет разнообразные экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Предметом рассматриваемого преступления являются деревья, кустарники, лианы и иная растительность, входящая (но и не входящая) в состав лесного фонда России. Леса государственного фонда даже при однообразном древесном составе, одинаковом возрасте и плотности древостоя имеют различное экономическое значение. Учитывая этот фактор, а, кроме того, местоположение и выполняемые функции, законодатель разделил лесной фонд на три группы лесов, а леса первой группы по категориям защитности.

В процессе анализа изучено 55 уголовных дел, поступивших из 17 районных (городских) судов Омской области. Результаты изучения уголовных дел показали, что в 2007 году к уголовной ответственности за незаконную порубку леса привлекалось 71 лицо. Осуждено 65 лиц. Оправдано 1 лицо. Прекращены уголовные дела в отношении 5 лиц. Все 100 % привлекаемых к уголовной ответственности лиц — мужчины. Наибольшее число осужденных –50%, составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие среднее образование. Вторую по численности группу –30%, составляют лица в возрасте от 18 до 24 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие неполное среднее образование. Третью по численности группу — 20%, составляют лица, имеющие несовершеннолетний возраст, а также лиц в возрасте от 25 до 29лет и 50 лет и старше. Ранее к уголовной ответственности привлекалось только 5 осужденных, что составляет 7,6 % от общего числа привлеченных к ответственности. Из них, только один осужденный — за совершение незаконной порубки леса, по ст.260 ч.1 УК РФ.

Таблица № 1.

Сведения о демографических признаках лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконную порубку леса.[98]

Категории Количество лиц
Возраст:
14-17 лет 2
18-24 лет 21
25-29 лет 8
30-49 лет 36
50 лет и старше 4
Жители сельской местности 61
Жители города 10
Образование:
Высшее 1
Средне-специальное 8
Среднее общее 44
Неполное среднее 18
Занятость:
Не работает 51
Работает 20

Когда ответственность не применяется

Пленум Верховного суда по незаконной рубке лесных насаждений от 18 октября 2012 г. установил, что при рассмотрении подобных экологических преступлений суд должен учитывать все обстоятельства происшествия, а также все нормативно-правовые акты, имеющие к нему отношение.

Если рассмотреть судебную практику по ст. 260 УК РФ, то можно заключить, что часто гражданин несет ответственность в случае отсутствия у него разрешения на вырубку леса или кустарников либо при нарушении условий, что указаны в этом документе.

Поэтому чтобы избежать ответственности по комментируемой статье, нужно в первую очередь оформить себе разрешение для проведения подобных действий. Также нужно строго следовать условиям, указанным в этом документе.

Одними из основополагающих нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой темы, являются Лесной и Уголовный Кодексы Российской Федерации. Как уже стало понятно из названия данной темы, предметом рассматриваемого преступления являются лесные насаждения, к которым на основании положений ст.16 ЛК РФ относятся деревья, лианы, кустарники, произрастающие в лесных насаждениях или иной местности. На основе этой же статьи к вырубке допускаются только следующие виды:

  • спелые, перестойные насаждения;
  • средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные лесные насаждения при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
  • лесные насаждения любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13 («Лесная инфраструктура»), 14 («Лесоперерабатывающая инфраструктура») и 21 («Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры») настоящего Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *