Особенности специальной оценки условий труда (СОУТ) в 2023 году.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности специальной оценки условий труда (СОУТ) в 2023 году.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда​, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:

​1. Подается заявления ​о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП)​;

2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации​;

3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре​;

4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения​;

5. Производится регистрация организации в реестре ​осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.​

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Читайте также:  Лекция «Налогообложение физических лиц»

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее — реестр).

2. Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.

Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации.

Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра.

Шаг 3. Составить перечень рабочих мест

Ответ на вопрос о том, как провести спецоценку условий труда (в офисе, на производстве), связан с необходимостью формирования списка мест, подлежащих СОУТ. В перечень нужно включить все рабочие места. А вот необходимость включения рабочих мест как аналогичных определят сотрудники спецорганизации, проводящей оценку.

Читайте также:  Уплата налогов при продаже подаренной машины

Рабочее место — это то, где сотрудник обязан быть в связи с его трудовой деятельностью. Оно находится в зоне прямого или косвенного контроля нанимателя (ст. 209 ТК РФ).

426-ФЗ установил, что СОУТ нужно проводить на рабочих местах всех сотрудников, кроме относящихся к категории:

  • трудящихся на дому;
  • удаленных сотрудников;
  • работающих у физлиц, не имеющих статуса ИП;
  • работников организаций религиозного характера.

СОУТ нельзя проводить на вакантном рабочем месте (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

До начала спецоценки комиссия определяет список рабочих мест, указав в нем аналогичные. А вот относить ли его к аналогичному, решает эксперт спецорганизации. Далее такое решение утвердит комиссия по СОУТ.

Критериями, по которым рабочее место осносится к аналогичным являются:

  • наличие идентичных систем, связанных с освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией;
  • нахождение в одном или идентичных помещениях;
  • сотрудники работают по одинаковой профессии, должности;
  • трудовой функционал сотрудников аналогичен;
  • имеются идентичные СИЗ.

СОУТ проводят по каждому рабочему месту работы из списка, а вот в отношении аналогичных — на 20 % от общего количества таковых. Результат оценки будет распространен на все имеющиеся аналогичные рабочие места.

В перечень надо включить такие сведения:

  • Ф.И.О.;
  • должность;
  • СНИЛС (страховое пенсионное);
  • период работы в офисе и за его пределами;
  • используемое в процессе деятельности оборудование.

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2021 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.

Вид документа Срок хранения
Отчет Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.
Материалы
  • 45 лет — по общему правилу;
  • 75 лет — при установлении вредных, опасных факторов, классифицированных по степени влияния на человека.

Обязательные документы в СУОТ

Внедрение системы управления охраной труда начинают с разработки Положения о СУОТ — локального нормативного акта, в котором устанавливаются структура и порядок функционирования системы. Документ:

  • направлен на достижение результатов в соответствии с принятой у работодателя Политикой в области охраны труда (п. 4 Примерного положения);
  • распределяет полномочия и ответственность руководителей организации, структурных подразделений, работников (п. 12, 13);
  • содержит порядок информирования персонала и порядок взаимодействия (п. 14-16, 44-46);
  • устанавливает основные процессы охраны труда у работодателя (п. 47, 54);
  • определяет порядок контроля и оценки результативности СУОТ (п. 61, 62).

Приказ 776н не содержит указаний, что локальный нормативный акт о СУОТ должен называться обязательно «Положение о СУОТ» (п. 1 Примерного положения). Работодатель самостоятельно определяет вид документа — приказ, положение, регламент и т.п., а также устанавливает сроки его действия.

При разработке Положения учитывают:

  • виды деятельности организации, государственные нормативные требования к ним;
  • численность персонала и оргструктуру;
  • принятые обязательства работодателя по межгосударственным, межнациональным и национальным стандартам в области охраны труда;
  • наличие на предприятии рабочих мест с вредными и опасными факторами (приложение 1 к Примерному положению), работ повышенной опасности (приложение 2) — результаты оценки профрисков и специальной оценки условий труда.
Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2023 году

Как проводится специальная оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году

Порядок проведения спецоценки следующий. Методика проведения спецоценки утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Итак, первый этап – создание комиссии. Работодатель создает комиссию, чтобы проводилась спецоценка условия труда. Обратите внимание — число членов комиссии должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссия утверждает график спецоценки, а также перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться.

Второй этап – заключение договора. Комиссия ищет специализированную организацию, которая будет проводить спецоценку, далее с ней заключается договор. В договоре прописывают мероприятия по спецоценке и график проведения. О том, как выбрать организацию, которая будет проводить спецоценку, рассказали эксперты Системы Главбух.

Третий этап – непосредственно спецоценка. Специализированная организация выявляет вредные факторы на рабочих местах, фиксирует результаты.

Четвертый этап – отчет. По окончании мероприятий специализированная организация составляет отчет (приложение 3 к приказу Минтруда России № 33н). Члены комиссии и председатель подписывает этот отчет.

В чем суть документа?

В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 451-ФЗ.

Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  • закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  • работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  • установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  • в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.
  1. Отчетные документы, касающиеся специальной оценки трудовых условий, должны иметь личный номер, отмеченный в ч.6 ст.8 Федерального закона.
  2. Отчет, касающийся проведения оценки трудовых условий, должен быть подписан всеми членами комиссиями. Максимальный срок утверждения данного документа председателем комиссии с момента окончания проверки составляет 30 дней. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, должны изложить причины в письменной форме. Данный документ должен быть приложен к отчетной документации.
  3. Форма отчетных документов по вопросам специальной оценки трудовых условий вместе с инструкцией, касающейся особенностей ее заполнения, должна быть утверждена федеральным органом власти исполнительного характера.
  4. В отношении мест для работы, где не были выявлены опасные либо вредные факторы, должен составляться отчет с указанием информации, указанной в п.1-3, 7 и 9 ч.1 действующей статьи.
  5. Работодатель должен ознакомить каждого сотрудника с результатам проверки. Максимальный срок, в течении которого все сотрудники должны быть ознакомлены, составляет 30 рабочих дней с момента вынесенного решения.
  • Работодатель в течении 3-х рабочих дней с момента, когда была утверждена вся отчетная документация по вопросам проверки специальных трудовых условий, должен уведомить об этом организацию, занимавшуюся проверкой и составлением анализа. В случаях, когда необходимо отправить секретную информацию либо какую-то тайну, утвержденную действующим законодательством страны, все копии документов должны оформлять и отправляться в соответствии с установленными требованиями, регламентированными положениями действующего законодательства страны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *