Учет питания в учреждениях здравоохранения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет питания в учреждениях здравоохранения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специфика бюджетного учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. Во многих бюджетных учреждениях, таких как больницы, организовано питание и должен вестись учет продуктов питания. Такие организации осуществляют, прежде всего, плановое приготовление пищи, т.е. заранее составляется производственное задание. При этом должен составляться «План-Меню» на две (или даже четыре) недели. В этом двухнедельном цикле обеспечивается: разнообразие питания (неповторяемость блюд), соответствие принципам здорового и сбалансированного питания. Организуя питание за счет бюджетных средств, необходимо вести учет численности питающихся, притом в некоторых случаях — персональный.

Специфика бюджетного учета продуктов питания

Таблица 1

Расчеты с сотрудниками учреждения здравоохранения за питание

Расчеты с сотрудниками учреждения здравоохранения за питание при отсутствии предприятий общественного питания в местах расположения учреждений (в случаях, разрешенных действующим законодательством) отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Дебет сч. 1 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит сч. 1 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда»

  • удержание из заработной платы за питание работников;

Дебет сч. 1 304 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда»

Кредит сч. 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов»

  • восстановление фактических расходов по списанным на питание работников продуктам.

В целях укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных производственных факторов работодатель обязан обеспечивать определенными продуктами питания работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с вредными и особо вредными условиями труда.

В соответствии со ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам учреждений здравоохранения выдается бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Если трудовая деятельность работников учреждений здравоохранения связана с особо вредными условиями труда, они должны быть обеспечены лечебно-профилактическим питанием. Такое питание предоставляется бесплатно в пределах установленных законодательством норм.

Заполнение справочников

Начало учета питания следует начать с заполнения необходимых справочников.

Для начала обратимся к справочнику «Номенклатура». Для полного удобства рекомендуется создать отдельную папку для «Продуктов питания». Тогда для всех новых элементов этой группы тип номенклатуры будет присваиваться автоматически. По мере поступления продуктов в учреждение можно заносить новые элементы номенклатуры в справочник. Также в этот справочник необходимо внести еще одну новую папку, присвоив ей тип номенклатуры «Готовое блюдо». Для каждого блюда необходимо указать наименование, тип номенклатуры «Готовое блюдо» и единицу измерения (складскую). После записи данного элемента становится доступной закладка «Спецификация». В данном случае под спецификацией понимается состав продуктов питания, которые используются для приготовления данного блюда, с указанием количества расхода. Для каждой номенклатуры можно вводить несколько спецификаций. Спецификация представляет собой «рецепт» блюда. При заполнении спецификации необходимо указать наименование, номенклатуру (готовое блюдо, для которого вводится данная спецификация), количество/выход (в данном параметре указывается вес блюда, для которого указывается спецификация). Значение данного реквизита указывается в единицах измерения, заданных в карточке «Готовое блюдо». На закладке «Состав» указываются продукты, из которых готовится блюдо, причем в количестве, необходимом для приготовления одной порции блюда. Обратите внимание, что спецификация готового блюда не всегда точно соответствует составу блюда, и при вводе в программу имеет следующие особенности:

  • расход продуктов в спецификации следует указывать в тех единицах измерения, в которых ведется учет продуктов питания;
  • если для приготовления готового блюда согласно составу требуется использовать продукты-полуфабрикаты, то в спецификации блюда необходимо точно описывать все продукты и количество их расхода для изготовления данного блюда;
  • расход продуктов следует указывать с учетом отходов.

Размещение заказов на поставку продуктов питания

Поставка продуктов питания в учреждения здравоохранения осуществляется посредством заключения с их поставщиками договоров. Порядок заключения договоров зависит от суммы поставки. Так, если сумма поставки по договору превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, то учреждению здравоохранения следует заключить договор в порядке, регламентируемом Федеральным законом N 94-ФЗ . Заметим, что согласно Указанию ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в РФ составляет 60000 руб.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение государственного заказа (заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров) может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Контроль за сохранностью продуктов питания

В целях сохранности продуктов питания проводятся ревизии на складах и в пищеблоках. Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Методические указания). График проведения инвентаризации утверждается руководителем организации, в котором указываются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, и дата ее проведения. Исключение составляет обязательная инвентаризация, которая проводится:

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения;
  • перед составлением годового отчета;
  • в случае стихийных бедствий;
  • при изменении в установленном порядке розничных цен на продукты питания.

Согласно приказу руководителя организации для проведения инвентаризации назначается комиссия, председателем которой может быть или руководитель учреждения, или его заместитель. Членами инвентаризационной комиссии могут быть представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы и другие специалисты.

Необходимо иметь в виду, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (пп. 2.3. п. 2 Методических указаний).

Рабочая инвентаризационная комиссия перед проверкой фактического наличия продуктов пломбирует подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверяет исправность всех весов и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

  • учет продуктов питания;

  • учет готовых блюд;

  • учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Читайте также:  Как выгодно рефинансировать ипотеку в 2020 году

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н.

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление материалов от поставщика

0700 0000000000 000

1 105 32 340

1 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 340

0 302 34 730

0700 0000000000 000

0 105 32 000

0 302 34 000

Оплата поставщику стоимости продуктов питания

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0 302 34 830

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0 302 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Предварительная оплата поставщику стоимости продуктов питания

1 206 34 560

0700 0000000000 244

1 304 05 340

0 206 34 560

0700 0000000000 000

0 201 11 610

0 206 34 000

0700 0000000000 000

0 201 11 000

Зачет предварительной оплаты при расчете с поставщиком

1 302 34 830

0700 0000000000 244

1 206 34 560

0 302 34 830

0700 0000000000 244

0 206 34 560

0 302 34 000

0700 0000000000 244

0 206 34 000

Передача продуктов питания для приготовления блюд

1 109 60 272

0700 0000000000 000

1 105 32 440

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 440

0 109 60 272

0700 0000000000 000

0 105 32 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Специфика бюджетного учета продуктов питания определяется особенностями деятельности соответствующего бюджетного учреждения или структурного подразделения. В курсовой рассматриваются вопросы бюджетного учета продуктов питания в образовательных учреждениях. Представлены корреспонденции счетов: по формированию себестоимости готовой продукции, по учету реализации продуктов питания, предназначенных для перепродажи, по принятию к учету возвратной тары, по учету товарных потерь при транспортировке, по учету испорченных продуктов питания, по учету недостачи по итогам инвентаризации сверх естественной убыли.

Не секрет, что во многих бюджетных учреждениях, таких, как детские сады, школы, больницы, профессиональные училища, исправительные колонии и т.д. организовано питание и должен вестись учет продуктов питания. Такие организации осуществляют, прежде всего, плановое приготовление пищи, т.е. заранее составляется производственное задание, можно уже при составлении этого задания заранее рассчитать все и оформить все бухгалтерские документы. При этом должен составляться «План-Меню» на 2 (или даже 4 недели). В этом 2-х недельном цикле обеспечивается: разнообразие питания (неповторяемость блюд), соответствие принципам здорового и сбалансированного питания (есть такие принципы и такие контрольные таблицы) соответствие питания ценовым характеристикам (так как бюджет питания устанавливается заранее). Хорошо составленные «План-Меню» также обеспечивает небольшие колебания по цене и калорийности день ото дня, а также взаимоувязку завтраков и обедов (по временам приема пищи) с точки зрения здорового питания (в требованиях Минздрава рекомендуется на завтрак давать 25% суточного рациона, а на обед 35-40%). И, что немаловажно, это все должно быть еще и вкусно. Имея хороший «План-Меню» мы можем в граммах (!) рассчитать план расхода продуктов на будущие 2 недели.

Так же это питание должно быть и здоровым, а иногда — лечебным:

Суточный рацион должен соответствовать суточной потребности организма. Это касается не только калорий, но и основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов и микроэлементов;

Специальный термин «сбалансированное питание» обозначает соотношение белков, жиров и углеводов как 1: 1: 4;

Дополнительно к соответствию характеристикам химического состава рациона проверяют его структурно-качественный состав: какие продукты образуют пищу, т.е. проверяют натуральные нормы. Расчеты делают в «Накопительной ведомости расхода продуктов».

Организуя питание за счет бюджетных средств, мы должны вести учет численности питающихся, притом в некоторых случаях (а лучше всегда) — персональный! Поэтому у ответственного за питание должны быть:

По каждому льготно-питающемуся — свое «Дело» с копиями первичных документов;

Табели питания по месяцам;

Не говоря уже об ежемесячных «Отчетах по питанию».

Если обобщить все выше сказанное, то мы должны вести:

Учет продуктов;

Калькуляцию;

Планирование;

Учет стоимости;

Учет численности;

Учет пищевой стоимости.

Цели моей работы:

1. Показать, как учитываются продукты питания в бюджетных учреждениях

2. Рассказать, как производится контроль продуктов питания в бюджетных учреждениях

Требования по хранению ЛП, подлежащих ПКУ

По правилам хранения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, действуют следующие нормативные акты:

Группы ЛС Нормативные документы
Сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства (Постановление Правительства РФ № 964 от 29.12.2007)
Такие, например, как бензобарбитал, бромизовал, гексобарбитал, гестринон, зопиклон, клонидин («Клофелин»), клозапин левомепромазин («Тизерцин»), нандролон («Ретаболил»), сибутрамин, тиопентал натрия, трамадол и др.
п. 69. Приказа 706н: в металлических шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня;
п. 34 Приказа МЗ РФ № 646н: допускается хранение в одном технически укрепленном помещении ЛП, содержащих НС и ПВ и ЛП, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.
При этом хранение таких ЛП должно осуществляться (в зависимости от объема запасов) на разных полках сейфа (металлического шкафа) или в разных сейфах (металлических шкафах), опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня
перечень лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ (предметно-количественному учету) помимо НС, ПВ, а также СД и ЯВ (Приказ МЗ от 22.04.2014 № 183н) Комбинированные ЛП, содержащие кроме малых количеств НС, ПВ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества (п. 5 Приказа МЗСР от 17.05.2012 № 562н) Иные ЛС, подлежащие предметно-количественному учету: прегабалин (лекарственные препараты), тропикамид (лекарственные препараты), циклопентолат (лекарственные препараты) Приказы МЗ РФ № 646н (п. 31) и № 706н (п. 70): ЛП, подлежащие ПКУ (кроме НС, ПВ, СД, ЯВ), хранятся в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня

Учет посуды на предприятии: проводки

Нужно учитывать посуду даже тогда, когда она принимается организацией без осуществления оплаты. Когда посуда не является собственностью государственного предприятия, а эксплуатируется им на основании договорных отношений, ее стоимость берется из договора и принимается к учету в полной мере. В случае, когда посуда покупалась за валюту другого государства, оценочные операции проводятся в рублях по актуальному курсу Центрального Банка РФ на тот момент, когда посуда оплачивается.

В первом случае оформляется требование-накладная (ф.0315006). Во втором случае ведомость их передачи (ф.0504210) в пользование послужит и поводом к списанию непосредственно в день осуществления передачи. Акты, заполняемые при списании ценностей, служат поводом к оформлению списания средств бухгалтером. Ответственное за целостность посуды лицо учитывает ее в Книге по форме 0504042 или в Карточке по форме 0504043 учета мат.ценностей предприятия.

Бюджетное учреждение: как списать испорченные в результате форс-мажора продукты?

После заполнения раскладки продуктов в документе “Меню-требование” их можно списать, списание продуктов производится на одноименной закладке Списание продуктов”. Для автоматического заполнения табличной части “Списание продуктов” следует нажать на кнопку “Заполнить документ – Заполнить продукты к списанию по составу блюд”, расположенную на командной панели документа “Меню-раскладка”.

В программе предусмотрено формирование регламентированных регистров по учету продуктов питания:

  • Накопительная ведомость по приходу продуктов питания (ф. 0504037);
  • Накопительная ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038).

Аналитическую информацию по движению продуктов питания можно получить в отчетах:

  • Отчет по стоимости питания;
  • Отчет “Расход продуктов по категориям довольствующихся”;
  • Расчет недостающих продуктов.

Также по счету 105.02 “Продукты питания” можно формировать любые стандартные отчеты и отчеты по материалам.

Записи в Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) производятся на основании товарных накладных с указанием количества и стоимости.

Ведомость предназначена для учета поступления продуктов питания в течение месяца.

В программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8″, ред. 2 Накопительная ведомость по приходу продуктов питания формируется при помощи одноименного отчета в разделе “Услуги, работы, производство – Отчеты по услугам, работам, производству – Накопительная ведомость по приходу продуктов питания (ф. 0504037)“.

Записи в Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании Меню-требований на выдачу продуктов питания (ф. 0504202).

Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу в разрезе наименований продуктов питания.

В программе “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8″, ред. 2 Накопительная ведомость по расходу продуктов питания формируется при помощи одноименного отчета, вызываемого в разделе “Услуги, работы, производство – Отчеты по услугам, работам, производству – Накопительная ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038)“.

Отчет предназначен для получения информации о недостающих продуктах на заданную дату по указанному материально-ответственному лицу. С помощью данного отчета формируется Справка-расчет о недостающих продуктах.

Отчет можно вызвать в разделе “Услуги, работы, производство – Отчеты по услугам, работам, производству – Расчет недостающих продуктов”.

Акт утилизации продуктов питания — это первичный документ бухгалтерского учета. К его составлению нужно подходить со всей ответственностью. Задача акта — подтвердить, что часть продуктов находилась в испорченном состоянии, была утилизирована должным образом, а также выступить в качестве опорного документа в бухучете компании.

Применяют бумагу на предприятиях, работа которых связана с пищевой продукцией: общепит, торговля и т.д. Причины утилизации заключаются не только том, что кончился срок годности продуктов, но и в том, что может быть испорчена упаковка при транспортировке, испорчен сам товар при ненадлежащих условиях хранения или при каких-либо чрезвычайных происшествиях.

За составление документа отвечает специальная комиссия по утилизации продуктов питания, созданная приказом руководителя. В нее входит не менее трех сотрудников предприятия. Обычно это бухгалтер, начальники отделов, завхоз, товаровед, заведующий магазином и т.д.

Важно! Задача комиссии — присутствовать при процедуре утилизации продуктов и подтвердить этот факт проставлением своих подписей на акте.

Унифицированной формы такого акта нет. Компания может разработать собственный бланк и закрепить его специальным приказом в своей учетной политике. Заполнять бланк можно от руки или на компьютере. Обязательное условие — чтобы подписи на акте были «живые», то есть набранный на компьютере документ обязателен к распечатыванию и подписанию.

В правом верхнем углу находится таблица, в которую вносятся коды. Обычно бланк уже содержит код ОКПО, который является стандартным. Также здесь указывается код ОКДП, код операции. По центру расположены строки, где прописывается название компании, ее структурное подразделение, конкретный склад. Кроме этого, сюда вносятся сведения о документе, который и стал основанием для списания. Это может быть распоряжение, приказ или какой-то другой аналогичный документ. Прописывается дата его оформления и номер.

Ниже, где указано название документа, нужно проставить номер, который присвоен акту. Здесь имеется отдельная графа, предназначенная для указания даты оформления акта. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудники компании мошенничают. Заключается это в том, что в акт о списании вносятся вполне пригодные для употребления продукты, чтобы потом незаконно их реализовать.

Для предотвращения таких ситуаций в бланке предусмотрена графа, в которой указываются данные руководителя: его ФИО, должность, подпись с расшифровкой. По сути, именно этот человек является ответственным за списание, и будет отвечать за неправомерные действия своих подчиненных.

После внесения информации в «шапку», можно приступать к заполнению первой таблицы. Здесь указывается информация о товаре. В соответствующих графах проставляются даты поступления и списания продуктов, сведения накладных, причины списания и признаки, свидетельствующие о плохом качестве продукции. Наиболее часто указывается окончание срока годности. Однако существуют и другие причины, например, нарушена герметичность упаковки, заводской брак. Не исключена и порча товара. В этом случае необходимо назначить материально ответственного сотрудника. Списанию подлежит товар и в том случае, если организация прекращает свою деятельность.

Вторая страница бланка также содержит таблицу. Она предназначена для указания максимально подробной информации о товаре. Сначала прописывается его полное название и код. Также указываются единицы измерения, количество, масса, нетто, стоимость. Последняя графа предназначена для примечаний. Как правило, здесь также указываются причины, по которым возникла необходимость списать данный продукт. В эту таблицу поочередно вносятся все товары, подлежащие списанию. Внизу указывается общая масса и стоимость.

Под таблицей прописью необходимо указать сумму, на которую происходит списание. Ниже перечисляются все члены комиссии, которые проводили инвентаризацию. Своими подписями они утверждают, что указанная выше продукция действительно подлежит списанию. Также здесь указываются материально ответственный сотрудник и председатель проверяющей группы.

На завершающем этапе нужно указать решение, которое принимает руководитель. А именно, он определяет, к чему именно относится данное списание. Если речь идет о недостаче, то ответственное лицо возмещает материальный ущерб.

Списание продуктов в детском саду в этом случае регламентируется региональными и муниципальными актами, при отсутствии таковых – внутренними приказами по ДОУ. Лишние порции могут быть списаны на детей, которые нуждаются в дополнительном питании согласно медицинским показаниям. Перечень воспитанников из данной группы необходимо заранее сформировать совместно с медработником.

Если в ДОУ было заказано больше продуктов питания, чем требуется, то возможны следующие варианты:

  • продукты с длительным сроком годности могут быть использованы для приготовления блюд из меню в последующие дни;
  • скоропортящиеся продукты должны быть возвращены поставщику (по согласованию с ним) либо использованы для организации дополнительного питания детей, нуждающихся в таком питании по медицинским показаниям.

Списание продуктов питания в детском саду не допускает равномерного распределения излишка между всеми воспитанниками.

Читайте также:  Как оформить опекунство над инвалидом: что важно учитывать?

Форс-мажор также может стать причиной порчи продуктов. К примеру, недавно многие детские сады столкнулись с необходимостью произвести списание продуктов в ДОУ из-за коронавируса. Если произошло непредвиденное событие, то решение о списании должно приниматься комиссией и, кроме того, подкрепляться справками, выданными соответствующими инстанциями (в случае с введением карантина – Роспотребнадзором).

Пришедшие в негодность продукты списываются по статье чрезвычайных расходов. Основанием для начала процедуры списания выступает внутренний приказ руководителя. Форма приказа не унифицирована и разрабатывается дошкольным учреждением индивидуально. Пример приказа приведен ниже.

Акт утилизации продуктов питания

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала

«Энциклопедии решений. Бюджетная сфера»

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный

доступ на 3 дня!

Получить доступ

Инструкция № 174н и больше не регулирует порядок применения первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозяйственной жизни. Положения Инструкций в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

На счете 10502 000 «Продукты питания» учитываются продукты питания в учреждениях, в сметах доходов и расходов которых как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников, предусмотрены ассигнования на эти цели.

То есть вне зависимости от того, где используются приобретенные продукты питания (в столовой бюджетного учреждения, в детском дошкольном учреждении или в подразделении общественного питания, созданном в бюджетном учреждении и производящем продукцию на продажу), стоимость приобретенных материалов относится на счет аналитического учета 10502 340 «Увеличение стоимости продуктов питания». Однако в списании продуктов питания имеются некоторые различия.

В бюджетных учреждениях не применяются такие методы оценки материальных запасов, как ЛИФО и ФИФО. Поэтому списание продуктов питания может производиться по ценам их приобретения или средним ценам, если аналогичные продукты питания приобретались по разным ценам.

Списание материалов и продуктов питания производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами расходов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения.

Учет списания продуктов питания ведется в Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Записи в ней производятся ежедневно на основании Меню-требований на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к Накопительной ведомости.

По окончании месяца в Накопительной ведомости подсчитываются итоги и определяется стоимость израсходованных продуктов. Одновременно сверяется число довольствующихся: по детским учреждениям — с данными посещаемости детей, по лечебным учреждениям — со сведениями о наличии больных и др.

Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и при необходимости по кодам продуктов питания. На основании сводных данных Накопительной ведомости формируется Оборотная ведомость по нефинансовым активам (ф. 0504035), которая контролируется с данными счета «Продукты питания» Главной книги (ф. 0504072).

Итоговые данные Накопительной ведомости по окончании месяца записываются в Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).

Столовые бюджетных учреждений, как правило, не отпускают свою продукцию на сторону. Поэтому в общем случае при приобретении и списании продуктов для подобных учреждений используются счета учета бюджетной деятельности.

Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, бутылки и т.п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся под материальными ценностями, учитывается по соответствующим группам или видам по ценам, указанным в счетах поставщиков.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на счет 40101 272 «Расходование материальных запасов».

Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е. для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

Дебет сч. 09 – отражен аккумулятор, который установлен вместо отработавшей батареи;

Кредит счета 09 – списан аккумулятор, который отработал свой срок. Подтвердить необходимость списания АКБ с учета поможет акт о выполнении его замены.

Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкцию № 174н, является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (п. 3.2 Приказа № 227н). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

  • вида расходов;
  • аналитической группы подвида доходов;
  • аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.

А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

В тех случаях, когда вся или часть продукции столовых бюджетных учреждений поступает в свободную продажу (реализуется на сторону), речь должна идти о приносящей доход деятельности. В этом случае при приобретении продуктов питания за счет приносящей доход деятельности отдельно должен быть выделен налог на добавленную стоимость с договорной стоимости приобретенных запасов:

  • на сумму налога, предъявленного учреждению поставщиками продуктов питания

Дебет

2 21001 560

«Увеличение дебиторской задолженности по

НДС по приобретенным материальным

ценностям, работам, услугам»

Кредит

2 30222 730

«Увеличение кредиторской задолженности по

приобретению материальных запасов»

Поступление материальных запасов: типовые проводки

Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.

Операция

Дебет

Кредит

Приобретение за плату

Приняты к учету

0 105 ХХ 340

0 302 34 730

Произведена оплата поставщику

0 302 34 830

0 201 11 610

Оборот по забалансовому счету 18

Безвозмездное получение

МЗ приняты к учету от головного учреждения

0 105 ХХ 340

0 304 04 340

МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления

0 105 ХХ 340

0 401 10 194

Изготовление готовой продукции

Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости

0 105 Х7 340

0 109 60 2ХХ

Как правильно составить акт

Как уже было сказано, для оформления акта имеется две формы. Но ТОРГ-16 является более подходящей. Этот бланк ориентирован не на конкретную ситуацию, а на общее списание товара. Здесь имеются графы для необходимых реквизитов. Поэтому с заполнением не должно возникнуть никаких проблем. Достаточно лишь внести нужную информацию в соответствующие поля.

Правила оформления, обязательные пункты

Составлять акт необходимо в трех экземплярах. Один отправляется в общий архив учреждения, второй находится в бухгалтерском отделе. Третья копия выдается на руки сотруднику, который был ответственным за данную продукцию. При определенных обстоятельствах Роспотребнадзор может потребовать провести списание продуктов. В этом случае данная структура также должна получить копию акта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *