Компенсации при сокращении сотрудника в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсации при сокращении сотрудника в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ЦБ проводил опрос в середине 2021 года. Тогда российская экономика активно восстанавливалась и 67% компаний уже вернулись к докризисной выручке. Однако предложение не поспевало за растущим и отложенным спросом, а последствия пандемии всё ещё мешали бизнесу.

Есть мнение, что сокращение чиновников честнее назвать «переводом». Сотрудники госуправления могут быть переведены в подведомства, которые также получают финансирование из федеральной казны.

Несмотря на заманчивое предложение о работе на Правительство РФ много ставок остаются пустыми. Кто-то не выдерживает напора, перепрофилируется. В период увольнений руководство может сузить штат, избавившись от незанятых ставок.

Из-за частых заявлений об увольнениях госслужащих многие исследователи считают заявление крупномасштабным. Увольнения будут, но не в такими массивными, которыми изначально заявляются. Подобное наблюдалось в предыдущие годы. Сократить штат на 10-20% достаточно рискованно, это может сказаться на стабильной работе правительства, поэтому стоит рассчитывать на меньшие реальные значения для нормальной оптимизации.

Последние новости о сокращении госслужащих в 2023 не несут однозначной конкретики. Увольнять будут слабых сотрудников по результатам проверок, а также тех, кто относится к категории обеспечивающих специалистов: секретарей, бухгалтеров, менеджеров по закупкам и других. Постепенное, а не резкое, уменьшение штата чиновников позволит оптимизировать траты бюджета и не скажется на успешности работы по обеспечению жизнедеятельности страны.

Во всём виноват COVID

Основными ограничениями были:

  • нарушения цепочек поставок;

  • дефицит квалифицированных кадров;

  • неопределенность при принятии стратегических решений.

Каждый год около 10% российских банков теряют лицензии. Чаще всего это происходит из-за неправильной кредитно-денежной политики, но не только: некоторые кредитные организации оказываются втянуты в серые и теневые схемы, что также может привести к потере возможности работать. Если ваш банк выдает рискованные кредиты или уделяет недостаточно внимания контролю переводов, стоит проработать эти вопросы и избежать ненужных рисков.

В случае, если ваш банк не входит в ТОП-50 по стране, его могут поджидать следующие неприятности.

  • Риск потери лицензии. Проверьте, насколько кредитно-денежная политика соответствует текущей ситуации. Также обязательно стоит уделить внимание контролю за транзакциями и прочими операциями между вашими клиентами.

«Найти стажировку и первую работу будет намного сложнее»

— Что сейчас со спросом на молодых специалистов?

— Стажировки есть, но вообще, конечно, мы ждем и предполагаем большую проблему, потому что традиционно в России программа стажировок для молодых специалистов была прерогативой западных компаний, ее вводили как стандарт. Теперь компании либо ушли, либо приостановили работу, поэтому здесь большая выбоина. Видимо, понимая это, ее подхватили государство и пригосударственные компании, которые сейчас, как я понимаю, очень хорошо финансируются.

Поэтому, например, мы видим огромное количество тех же самых стажировок в больших компаниях: «ВКонтакте», «Сбер», «Россельхозбанк». Но все равно стажировок и джуниор-работы значительно меньше, чем год-два назад. Поэтому найти стажировку и первую работу будет намного сложнее.

— Как сейчас выпускникам в ближайшие годы выбрать профессию, если не понимаешь, нужна ли она будет на рынке в этих условиях или нет?

— Дружочки, пожалуйста, практически никто из нас не работает по своей начальной профессии, она хоть как-то, да видоизменилась.

Поэтому не выбирайте по принципу «что сейчас», выбирайте то, в чем вы талантливы, что получается лучше всего.

И второе — вам это должно быть интересно. Если вот эти условия соблюдены и при этом на профессию есть хоть какой-то спрос на рынке — идите туда.

Если вы талантливы в своей профессии, вы найдете работу. Возможно, она в результате изменится: например, начинала как журналист, перешла в HR, но суть-то одна и та же — это история про людей. Но сколько бы вы ни выбирали профессию, если вы в ней не талантливы, все вокруг может расти, а вы не будете востребованы.

ЦБ РФ может сократить штат своих сотрудников

Эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн тоже полагает, что прогноз S&P вовсе не критичен. При этом, по его оценкам, в 2021 году закроется порядка 20–30 банков. Экономист считает, что это плановый показатель и ликвидации ускоренными темпами ждать не стоит.

Оздоровление финансового сектора — это планомерная и многолетняя работа Центробанка. Если в начале 2000-х годов в нашей стране было более 1200 банков, то сейчас их меньше 400. Ежегодно с рынка по разным причинам уходит около двух десятков финансовых структур, — рассказал исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ капитал» Артём Тузов.

Это происходит, во-первых, в результате объединения или поглощения небольших организаций более крупными. В итоге идёт консолидация рынка финансовых услуг, что делает его более устойчивым. Вторая причина — прекращение бизнеса. Зачастую маленькие региональные банки из-за неэффективного менеджмента или серьёзной конкуренции получают всё меньше прибыли и в результате закрываются. Третья причина — лицензию отзывает Центробанк.

Как правило, такое происходит с организациями, которые нарушают регламенты или теряют устойчивость из-за потери оборотов и прибыли. Эту категорию банков наверняка в 2021 году ожидает сокращение. Оно может коснуться порядка 20–25 организаций в четвёртой сотне российского рейтинга, — пояснил Артём Тузов.

Таким образом, первыми в зону риска попадают небольшие региональные банки. У крупных кредитных организаций проблем возникнуть не должно. По словам Артёма Тузова, указанная сумма недополученного процентного дохода не говорит о сложностях в финансовом секторе. Эти цифры отражают динамику сокращения числа клиентов с депозитами, а также снижения объёмов выданных кредитов, что вполне логично в ситуации кризиса. По мере того как российская экономика начнёт восстановление, прибыль банков также постепенно начнёт восстанавливаться.

В то же время клиентам небольших банков нужно внимательно следить за новостями. Сигналами о грядущем закрытии могут служить задержки с выплатами процентов по депозитам, требование заказывать какие-то суммы заранее (касается обычно юридических лиц), смена графика работы организации.

Как правило, даже если у такого банка отзывается лицензия, клиенты потом получают свои деньги через Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Правда, гарантированно можно вернуть только 1,4 миллиона рублей. В некоторых случаях предусмотрена повышенная компенсация — в пределах десяти миллионов, но рассчитывать на неё можно в исключительных случаях. Например, если деньги были получены по наследству или с продажи квартиры. К тому же можно потерять часть денег на разнице курсов, если в закрывшемся банке был валютный счёт. Выплата будет в рублях.

Клиентам российских банков нужно регулярно знакомиться с рейтингами на сайте ЦБ. Информация регулярно обновляется и содержит полный список кредитных организаций, имеющих лицензию. Если возникают опасения, можно промониторить новости за последний год. Насторожить должны крупные скандалы, связанные с акционерами и топ-менеджерами банков, — предупреждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Для рядовых клиентов российских банков в исследовании рейтингового агентства S&P есть и ещё несколько важных моментов. Антон Гринштейн обращает внимание на альтернативный прогноз, который представлен в этом же документе. По его мнению, это более вероятный сценарий развития событий.

Согласно расчётам аналитиков агентства, инфляция в России в 2021 году может оказаться выше официальных прогнозов настолько, что ключевая ставка ЦБ вырастет с 4,25% до 5,5%. Тогда вместо выбывающих 1,4–1,6 триллиона рублей банки заработают дополнительные 0,7–0,8 триллиона рублей к концу 2022 года. Что касается клиентов банков, то рост ставок безусловно порадует тех, кто уже устал от низких процентов по вкладам, и станет неприятным сюрпризом для желающих взять кредит, — пояснил Антон Гринштейн.

По мнению эксперта, главный риск для российского банковского сектора — комбинация из двух факторов. Первый — сильное падение доходов заёмщиков, которое не позволит обслуживать кредиты. Второй — дальнейшее снижение ключевой ставки ниже 4,25%, которое сокращает разницу в процентах по депозитам и кредитам. Если такая комбинация сработает, то, по мнению экономиста, можно будет ожидать более масштабной волны закрытия банков.

В течение ближайших двух лет российские банки недополучат 1,4-1,6 триллиона рублей чистого процентного дохода. Такую оценку даёт международное рейтинговое агентство S&P. Аналитики подсчитали, что в 2021 году доход упадёт на 50-75 базисных пунктов до 3,25-3,5%, а это исторический минимум. Тяжелее всего придётся банкам, которые в большей степени ориентированы на кредитование корпоративных заёмщиков и имеют более низкий уровень цифровизации.

По мнению многих экономистов, следствием падения доходов может стать новая волна закрытия банков. Несколько десятков кредитных организаций уже сейчас находятся на грани ликвидации.

— Даже если банки недополучат в течение двух лет 1,4-1,6 триллиона рублей, это не будет катастрофой. Скорее всего, S&P сгущает краски. Но их тревога по делу. В кризисные времена банки оказываются в сложной ситуации. Особенно когда речь идёт об оценке рисков, связанных с кредитованием. Стоит опасаться того, что маленькие и средние банки пойдут, пусть и не массово, сдавать лицензии в добровольном порядке: бизнес становится слишком тяжёлым. Крупные конкуренты давят технологичными сервисами, рефинансировать портфель по прежнему очень сложно, — считает независимый финансовый эксперт Алексей Бушуев.

В 2013 году в России с приходом Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка началось активная зачистка банковского сектора от недобросовестных игроков.

По данным ЦБ, на 1 января 2013 года в стране работали 956 банков. На 1 ноября 2020 года их осталось 372. Таким образом за семь лет их количество снизилось почти на 600.

Банки лишались лицензий в основном из-за нарушения «антиотмывочного» закона, высокорискованной кредитной политики и низкого качества активов. Нало заметить, что относительно редко лицензии отзывали из-за падения уровня собственных средств ниже критической отметки.

В последние годы темпы отзыва лицензий существенно замедлились.

Если в 2019 году было отозвано 28 лицензий и аннулировано еще 11, то в 2020 году банки лишились 15 лицензий и сами сдали еще 21.

В конце октября 2020 года Набиуллина заявила о том, что расчистка банковского сектора завершилась.

«Основной этап расчистки практически завершен, сейчас идет уже настройка», — рассказала она в интервью телеканалу «Россия 24».

Заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Татьяна Разумова в разговоре с Москвой 24 подчеркнула, что проблема с трудоустройством обострилась не только в России, но и в других странах. По мнению эксперта, к вопросу возможного сокращения штата бизнес будет подходить с точки зрения своего благополучия и состояния сферы деятельности в посткризисный период.

Читайте также:  Документы, подтверждающие право на земельный участок

«Если компания испытывает временные трудности и рассчитывает в обозримом будущем восстановить деятельность, то она будет стремиться сохранить ключевых сотрудников. Если компания видит, что спрос есть, но мы не справляемся с затратами, возможно, дорогих сотрудников заменят на дешевых. Плюс сокращения и слияния отделов, сокращение управленческого персонала», – объясняет Разумова.

В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков в беседе с Москвой 24 отметил, что в оценках ожиданий от ситуации с работой в 2021 году нужно проявлять осторожность. По его словам, положение дел на рынке труда можно охарактеризовать как восстановление.

«В какой-то мере это позитивное движение. Но все-таки это не развитие отраслей, а восстановление утерянных позиций, и о прогрессе речь пока не идет. Поэтому у меня смешанные предположения на 2021 год», – подчеркнул Щербаков.

Найти работу в будущем году будет не легче, чем раньше. Многим предприятиям, особенно малым и бизнесу в сфере услуг, нужно находить средства на восстановление, а этот процесс пройдет, на мой взгляд, не очень оперативно. Рабочие места будут заполняться, но не больше, чем в прошлые периоды, и хорошо, если на том же уровне.
Александр Щербаковпрофессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС

Уже трудоустроенным в 2021 году не стоит беспокоиться за свои рабочие места, считает Щербаков. В процессе восстановления экономики условия для деятельности компаний будут улучшаться, предпосылки к оптимизации штатов отпадут.

«Но если попытаться уловить тенденцию, за счет кого могут произойти сокращения, если руководство компании примет такое решение, то, на мой взгляд, в первую очередь это коснется младшего обслуживающего персонала, который занимается уборкой помещений. Плюс сфер, связанных с бухгалтерским обслуживанием, так как эти услуги можно заменить с помощью информационных технологий», – поделился профессор.

С Щербаковым соглашается и руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.

В будущем году на рынок труда будет влиять цифровизация процессов. Она способна обеспечить рост эффективности за счет сокращения штата и практически всех операций в офисе. И вот, к примеру, убираться в офисах надо, но потребность в самих помещениях у компаний может отпасть. А значит, потребность в обслуживающем персонале сократится.
Константин Ордовруководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ

Кроме того, спрос в 2021 году может упасть на кассиров и охранников. Ситуация с первой профессией связана с тем, что во многих супермаркетах все чаще появляются автоматы самообслуживания. Охранников же успешно заменяют новейшие системы безопасности, сказал эксперт в беседе с Москвой 24.

О том, что в современной России чиновников больше, чем было во всём СССР, не рассуждали разве что лишь сами чиновники. Обосновано – другой вопрос, обосноваННо ли – это стремлением руководства государства сохранить стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в новых (сравнительно с тем же СССР) условиях: в РФ существует официальная оппозиция действующей власти.

Совершенно неинтересно в данном контексте точка зрения и цели, а также самочувствие самой оппозиции: она всегда деконструктивна, как и её цели. Само существование оппозиции означает лишь то, что власть не справляется со своими обязанностями, и общество это чувствует. Впрочем, полностью справляющейся со своими обязанностями власти не существовало, не существует и никогда не будет. Поэтому в нормальном обществе была, есть и будет оппозиция. А значит, в любом государстве рост оппозиционных настроений конгруэнтен росту легиона чиновников, призванных если не решать проблемы, на которые эта оппозиция указывает, то прятать их, или не позволить увидеть новые.

Начало процесса – январь 2021 года. Изначально будет уволена (процесс уже пошёл) часть сотрудников федеральных структур и муниципальных органов власти.

В 2021 году на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 и в начале 2021 годов, будет планироваться завершающий этап. Некоторых технических сотрудников заменят автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Оптимизировать структуру Минфина, например, будут переводом ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в казначейство.

Точнее, насколько сократят к тому, что уже сократили – ведь фактическое упразднение «Почты России» и «Россвязи» началось парой месяцев ранее. В рамках реформы с 1 января в министерствах и их территориальных подразделениях планируется сократить, как известно, соответственно 5 и 10 процентов должностей чиновников. Сократить в основном за счёт вакансий. Как говаривал герой Киану Ривза в одном отличном фильме, «всегда есть подвох». Сокращение как бы произойдёт, но чиновников меньше как бы и не станет…

Сократить количество госслужащих в России только за последнее десятилетие пытались несколько раз. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счётная палата объявила о снижении чиновничьего количества только на 5,6 процента. Причём, ведомство отметило: это происходит за счёт сотрудников низшего звена при увеличении количества начальников.

Впрочем, переподчинение, например, «Почты России» в ведомство Минцифры хотя бы даёт надежду на то, что руководство упразднённой всё менее востребованной по последним временам чиновничьей структуры не сможет более насчитывать себе стомиллионные премии. Как это произошло в 2018 году. Ну да, надежду-то даст…

Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.

Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?

Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.

Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».

Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.

Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…

Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.

Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

  • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
  • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

Авиация и туризм: пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры и туроператоры

Закрытое небо над странами Европы и не только, риск ареста бортов Airbus и Boeing, которые находятся в лизинге, сложности с их обслуживанием в ближайшей перспективе наставили палок в колёса российской авиации. Возместить финансовые потери из-за невозможности совершать рейсы в условный Рим можно, увеличив количество полётов по России. Парк воздушных судов есть шансы сохранить через регистрацию прав на них. А вот вопрос с обслуживанием бортов так просто не решается — даже в российских самолётах много иностранных деталей. Быстро наладить выпуск российских аналогов не получится, как и наладить доставку деталей через третьи страны.

А сколько всего чиновников в России?

Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.

Но сколько всего человек в России работают на государство? Попробуем посчитать:

  • федеральных гражданских служащих – 603 тысячи человек;
  • региональных гражданских служащих – 252 тысячи человек;
  • муниципальных гражданских служащих – 395 тысяч человек;
  • иных сотрудников органов государственной власти – около 1,15 миллионов человек (то есть, не все, кто работает во власти – служащие, есть также вспомогательный персонал);
  • военнослужащие – 793 тысячи человек;
  • Росгвардия – до 400 тысяч человек;
  • ФСБ – 200 тысяч человек;
  • ФССП, ФСО, ФТС, СВР, Генпрокуратура и СК – еще 220 тысяч человек;
  • учителя и воспитатели – 2,79 миллиона человек;
  • преподаватели вузов и техникумов – 345,8 тысяч человек;
  • врачи, средний и младший медперсонал – 2,15 миллиона человек;
  • социальные работники – 118,5 тысяч человек;
  • сотрудники учреждений в сфере культуры – 495,3 тысяч человек;
  • сотрудники науки – 72 тысячи человек.

Итого получаем: 2,4 миллиона чиновников, 1,7 миллиона силовиков, 5,9 миллионов бюджетников, или 10 миллионов человек. Хотя в некоторых источниках звучит другая цифра – больше 10 миллионов. Вероятно, некоторые категории сотрудников неочевидно попадают в число тех, кто живет за счет государства.

ЦБ РФ может сократить штат своих сотрудников

Переживания россиян о том, что некоторые из них в ближайшем будущем не смогут получать пенсии, вполне оправданы, ведь планируется сокращение ПФР в 2017 году, последние новости о котором обсуждались средствами массовой информации, а подобные меры вызваны исключительно экономией бюджетных средств. Власти, как известно, приняли решение об отмене пенсионных выплат тем пенсионерам, которые способны зарабатывать более 80 000 за один месяц, а сегодня людей с подобным доходом в стране есть 220 тысяч (1% тех пенсионеров, которые продолжают работать). Эксперты все-таки проштудировали соответствующую литературу и смогли отыскать данные, касающиеся того, что все пенсионеры заслуживают одинаковых выплат и их отмена является противоправным действием, но в условиях кризиса другие меры являются просто невозможными, поэтому пока власти не планируют менять собственное решение.
Отдельный акцент делается на том, что несмотря на сокращение ПФР в 2017 году, последние новости по данному вопросу иногда встречаются и положительные, потому что даже в условиях нехватки финансов власти решили заменить проведение обязательной индексации бюджетных средств единовременно выплатой в размере 5000 рублей. Получат подобную выплату все пенсионеры (и работающие, и неработающие), сколько зарабатывают и сколько они работали, следовательно, можно сказать о том, что и в кризис власти не забывают о своих обязанностях и беспокоятся о финансовом благополучии одной из наиболее незащищенных слое населения.

Читайте также:  В 2022 году пенсии в Беларуси выросли на 23%. Как изменится пенсия в 2023 году

Пенсионный фонд России (ПФР) сократит в 2017 году 12 тысяч сотрудников или 10 процентов от общей численности персонала. Увольнения произойдут из-за передачи администрирования страховых взносов в Федеральную налоговую службу (ФНС). Об этом в четверг, 8 декабря, заявил глава ПФР Антон Дроздов, сообщает ТАСС.

Сокращения также пройдут в 2018 и 2020-м годах, отметил он. Уменьшение численности штата не приведет к снижению качества обслуживания граждан, в том числе и потому, что уже почти все услуги, которые оказывает фонд, можно получить в электронном виде, подчеркнул Антонов. Глава ПФР сообщил, что 2017 году фонд совместно с субъектами России намерен обучить компьютерной грамотности 50 тысяч человек пожилого возраста.

Попытки уменьшить количество чиновников предпринимались Правительством и раннее. Так, только при Д. Медведеве сокращение проводили дважды. С 2011 по 2013 гг. численность должна была уменьшиться на 20%, но по факту федеральных госслужащих стало меньше, по данным Росстата, только на 8%. Следующий этап в 2016 г. преследовал цели сократить штат на 10%. Однако Счетная палата подтвердила сокращение на 5,6%, при этом отметила явный перекос – численность подчиненных упала, тогда как количество руководителей выросло.

Очередной этап, намеченный на 2020–2021 гг., предполагал уменьшить:

  • на 10% число служащих центрального аппарата (ЦА) федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);
  • на 15% – количество чиновников в подразделениях в регионах;
  • изменить структуру, что должно обеспечить дополнительное сокращение.

Однако запустить реформу в 2020 г. так и не удалось из-за сложной ситуации с пандемией. В то же время переход части сотрудников на удаленную работу в режиме самоизоляции:

  • показал новые резервы для сокращения;
  • «оголил» проблемы коммуникации простых граждан с чиновниками.

Уведомление сокращаемых работников

Компания должна уведомить работников о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Именно поэтому первый этап должен начаться ранее, чем за два месяца до вступления в силу изменений в штатное расписание, в противном случае работодатель может не успеть провести мероприятия, указанные во 2-4 этапах.

Законом предусмотрены категории работников, для которых срок предупреждения о предстоящем сокращении составляет меньший период. К ним относятся работники, заключившие срочный трудовой договор (на срок до 2 месяцев) – их об увольнении работодатель обязан уведомить за 3 дня до увольнения, и сезонные работники – их работодатель уведомляет за семь календарных дней.

Уведомление составляется в двух экземплярах, работник оставляет себе свой экземпляр и расписывается в получении на экземпляре работодателя. В том случае, если работник отказывается от получения уведомления о предстоящем увольнении – работодателю рекомендуется составить соответствующий акт.

Одновременно с выдачей уведомления о предстоящем сокращении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Частью третьей статьи 81 Трудового кодекса РФ особо предусмотрено, что увольнение по сокращению допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Обратите внимание, что предлагать нужно и нижестоящие должности, если работник может их выполнять. Чаще всего именно нарушение процедуры увольнения в части предложения вакансий влечет такие негативные последствия, как восстановление уволенного работника на работе.

Во избежание нарушений рекомендуется в уведомлении о сокращении сразу же указывать вакансии, которые могут быть предложены работнику.

Важно обратить внимание на то, что работодатель обязан предлагать работнику вакантные должности не только в день уведомления о предстоящем сокращении, но и в течение всего срока предупреждения об увольнении, если появляются новые вакансии, поскольку законодателем ставится перед работодателем задача не формально однократно предложить работнику имеющиеся вакансии, но именно трудоустроить работника.

Если же вакантных должностей нет или работник не может исполнять обязанности по имеющимся вакансиям, то у работодателя не возникает обязанности трудоустраивать работника, но в таком случае в уведомлении нужно отразить данный факт, что у работодателя нет вакантных должностей, которые могли бы быть предложены в порядке трудоустройства.

Приказ об увольнении.

Девятым этапом работодатель издает приказ об увольнении работника, вносит об этом запись в трудовую книжку и выдает ее работнику в день увольнения (если трудовая книжка ведется в бумажном виде), производит с работником полный расчет и выплачивает выходное пособие.

Обратите внимание, что согласно ст. 81 Трудового кодекса не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Следовательно, если дата увольнения попадает на период отпуска или болезни, то нужно ее перенести на первый рабочий день после окончания данного периода.

Что ещё нужно учесть в отдельных случаях?

Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.

В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:

  • сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
  • перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
  • часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.

Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.

Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.

Что будет с кредитами при дефолте в России в 2022 году

Перечень меняется в течение двух лет подряд. В обоих случаях изменения представлены в виде расширения списка. Каждый год добавляется по одной кредитной организации. В 2021 таковой стал Тинькофф Банк. Можно отметить, что только такой формат трансформации списка использовал ЦБ. На текущий момент никто из него не исключался.

За все время определения системообразующих финансовых институтов, то есть с 2015 года, добавилось три структуры. Соответственно, изначально их было десять. Спустя два года – в 2017 соответствующий статус получил МКБ. Еще через три – Совкомбанк. Таким образом системно значимые банки 2022 года достигли списка из 13 пунктов. До осени меняться он не будет.

На фоне всех структур выделяется новоиспеченный участник. Тинькофф Банк является полностью дистанционной кредитной организацией. То есть не располагает собственными отделениями. Вся взаимосвязь с клиентами выполняется онлайн или через курьеров. За счет чего услугами этого финансового института могут воспользоваться жители почти любого региона России. Невзирая на то, что у него есть всего три офиса.

ЦБ РФ постоянно модернизирует принцип определения основных игроков рынка. Не стали исключением и системно значимые банки 2022 года, которые формировались оп новым правилам, внедренным Указанием регулятора № 5778-У от 13.04.2021 года. За счет этого перечень и был расширен до 13 кредитных организаций.

На текущий момент расчет выполняется по разным параметрам. Они, как это было раньше, не ограничиваются только двумя параметрами. Во-первых, активами финансового института. Во-вторых, объемом вкладов. Теперь перечень учитываемых показателей, которые позволяют включить кредитную организацию в список, гораздо шире:

  • Размер структуры по ее активам;
  • Взаимосвязь с другими представителями финансового рынка, как по привлеченным, так и вложенным средствам;
  • Объем вкладов физлиц;
  • Международная активность, оцениваемая в денежном эквиваленте по вложениям и привлечению иностранного капитала;
  • Совокупный результат по всем указанным пунктам.

Если говорить о комплексном показателе, которому должны соответствовать все системно значимые банки, в том числе и на 2022 год, то он касается только активов. Доля рассматриваемых кредитных организаций, которых в текущем году 13, от общих ресурсов банковского сектора должны быть не менее 60%. На момент формирования перечня она находилась на уровне 77%.

Системно значимые банки 2022 года

  1. Организует залоговую сделку. Например, ипотеки и автокредиты. Тогда кредитору вообще не выгодно предоставлять серьёзные скидки. Положение таких клиентов нельзя назвать безнадёжным, у них остаются некоторые возможности для погашения долгов. От залога всегда можно просто отказаться.
  2. Если доказано, что возможность для погашения долгов была. И если сейчас есть свободные финансы, которые не используются по тем или иным причинам.
  3. Если обнаружится, что сотрудников банка намеренно ввели в заблуждение.
  4. Поддельные документы или ложные данные, предоставленные для заключения первичного договора. В этом случае кредитно-правовая амнистия недоступна.

В список льготников включат граждан, у которых причины задержек действительно серьёзные. Например, если появились такие обстоятельства:

  1. Женщины, ушедшие в декретный отпуск и лишившиеся части дохода.
  2. Если неприятности случились с родственниками, в результате чего общий доход снижается.
  3. Временная потеря трудоспособности, операция и другие виды лечения.
  4. Исчез единственный источник дохода, либо общие цифры сильно снижаются.
Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Дополнительные условия предоставляют пенсионерам. Для них доступно снижение процентов, нельзя применять требования по немедленной оплате всех долгов. Штрафы планируют списать, а начисление новых — приостановить, даже если есть очередные просрочки. Так и действует амнистия по кредитным долгам.

Предполагается, что процедуры проходятся во внесудебном порядке, либо при обращении в соответствующую инстанцию. Там же можно задать вопрос «амнистия вступила в силу»?

ЦБ угрожает забастовка работников за массовые сокращения

О том, что в современной России чиновников больше, чем было во всём СССР, не рассуждали разве что лишь сами чиновники. Обосновано – другой вопрос, обосноваННо ли – это стремлением руководства государства сохранить стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в новых (сравнительно с тем же СССР) условиях: в РФ существует официальная оппозиция действующей власти.

Совершенно неинтересно в данном контексте точка зрения и цели, а также самочувствие самой оппозиции: она всегда деконструктивна, как и её цели. Само существование оппозиции означает лишь то, что власть не справляется со своими обязанностями, и общество это чувствует. Впрочем, полностью справляющейся со своими обязанностями власти не существовало, не существует и никогда не будет. Поэтому в нормальном обществе была, есть и будет оппозиция. А значит, в любом государстве рост оппозиционных настроений конгруэнтен росту легиона чиновников, призванных если не решать проблемы, на которые эта оппозиция указывает, то прятать их, или не позволить увидеть новые.

Начало процесса – январь 2021 года. Изначально будет уволена (процесс уже пошёл) часть сотрудников федеральных структур и муниципальных органов власти.

В 2021 году на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 и в начале 2021 годов, будет планироваться завершающий этап. Некоторых технических сотрудников заменят автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Оптимизировать структуру Минфина, например, будут переводом ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в казначейство.

Точнее, насколько сократят к тому, что уже сократили – ведь фактическое упразднение «Почты России» и «Россвязи» началось парой месяцев ранее. В рамках реформы с 1 января в министерствах и их территориальных подразделениях планируется сократить, как известно, соответственно 5 и 10 процентов должностей чиновников. Сократить в основном за счёт вакансий. Как говаривал герой Киану Ривза в одном отличном фильме, «всегда есть подвох». Сокращение как бы произойдёт, но чиновников меньше как бы и не станет…

Сократить количество госслужащих в России только за последнее десятилетие пытались несколько раз. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счётная палата объявила о снижении чиновничьего количества только на 5,6 процента. Причём, ведомство отметило: это происходит за счёт сотрудников низшего звена при увеличении количества начальников.

Впрочем, переподчинение, например, «Почты России» в ведомство Минцифры хотя бы даёт надежду на то, что руководство упразднённой всё менее востребованной по последним временам чиновничьей структуры не сможет более насчитывать себе стомиллионные премии. Как это произошло в 2018 году. Ну да, надежду-то даст…

Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.

Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?

Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.

Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».

Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.

Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…

Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.

Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

  • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
  • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

  • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
  • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.

Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.

Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:

  • возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
  • наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
  • наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).

Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:

  • повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
  • увеличение понижающего коэффициента.

В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.

О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?

Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *