Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные основания увольнения муниципальных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы рассмотрели особенности и порядок увольнения муниципального служащего за несоблюдение им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Еще раз обратим внимание, что при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ следует соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный Трудовым кодексом. Увольнение по данному основанию осуществляется только в случае, если служащий нарушил требования Закона N 25-ФЗ об обязанности соблюдать ограничения. Если же служащий своевременно сообщил работодателю о возникновении ограничений, не позволяющих ему находиться на муниципальной службе, а его действия не квалифицируются работодателем как дисциплинарный проступок, увольнение производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, или по собственному желанию в соответствии с Трудовым кодексом.
Особенности увольнения за несоблюдение ограничений
Как уже было отмечено, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Так:
- п. 11 ст. 81 ТК РФ (увольнение по инициативе работодателя) предусмотрено увольнение при представлении работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора, которое корреспондирует с таким ограничением для муниципального служащего, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ);
- п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) установлено увольнение работника за его осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, названо осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
- в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ ограничением является наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Кроме того, ст. 84 ТК РФ установлено прекращение трудового договора вследствие нарушения предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в частности, вследствие нарушения установленных ТК РФ, другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. При таких нарушениях увольнение осуществляется по общему основанию согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В данной ситуации возникает вполне логичный вопрос: по какой статье следует увольнять муниципального служащего в случае несоблюдения им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ?
Поскольку увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ осуществляется по инициативе работодателя, следует также помнить, что не допускается увольнение по инициативе работодателя служащего, находящегося в отпуске или на больничном. Кроме того, до внесения каких-либо поправок в Закон N 25-ФЗ работодатель не сможет уволить по данному основанию беременную женщину и лицо с семейными обязанностями, перечисленными в ст. 261 ТК РФ.
Особенности для полиции
Снятие с должностей сотрудников полиции подчиняется правилам, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (в части, которая не регулируется 342-ФЗ), но не подчиняется Федеральному закону № 25-ФЗ, поскольку полиция, будучи структурой Министерства внутренних дел РФ, не относится к местным органам власти.
Рассматривается инициатива создания муниципальной милиции, обеспечиваемой за счет местных бюджетов, но пока это не реализовано.
Порядок увольнения сотрудника полиции по его инициативе урегулирован Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Статья 84 указывает на то, что полицейский вправе принять решение об увольнении до окончания срока его контракта. Чтобы покинуть службу, он подает рапорт не менее чем за один месяц до предполагаемого расторжения контракта.
Возможность восстановления на государственной службе
После увольнения с государственной службы работник не имеет права устраиваться в подобные органы в течение двух лет. По истечении данного периода, если требуется трудоустройство в госорган, создается специальная комиссия, которая принимает окончательное решение. О новом месте работы необходимо сообщать дополнительно (обязанность лежит на сотруднике и руководителе).
Восстановлению в должности подлежит только незаконно уволенный служащий. Решение принимает суд местного уровня. Исковое заявление может подать работник или доверенное лицо (оформляется официально в письменной форме). Важно учитывать следующие нюансы:
- обращение в суд допустимо в течение 30 дней с момента получения приказа на увольнение, трудовой книжки;
- кроме описания сложившейся ситуации, необходимо приложить подтверждающие документы (уведомления, переписку, свидетельские показания, другие);
- истец вправе просить суд провести экспертизу на правомерность действий сотрудников государственного органа.
Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя
Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:
- Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
- Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
- Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
- По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.
Наиболее распространенные ошибки
Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.
Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:
Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:
- Ей не предлагались вакантные должности.
- Она не была оповещена в письменном виде о сокращении
Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.
Увольнение муниципального служащего
Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:
- глава муниципального образования
- руководитель органов самоуправления местного уровня
- председатель избирательной комиссии муниципалитета
- прочие лица, имеющие соответствующие полномочия
Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:
- согласно нормам Трудового кодекса РФ
- в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований
Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:
- российских граждан
- лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу
В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:
- по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
- по окончании действия договорных отношений
- по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
- по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
- переводу служащего к другому работодателю
- по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
- прочим основаниям, предусмотренным законом
Образцы документов для муниципальных служащих
- Акт об отказе в даче объяснений(29 KB)
- Акт об отказе от подписи(24 KB)
- Анкета при поступлении(100.9 KB)
- Запись в трудовую книжку об изменении образования(27 KB)
- Запись в трудовую книжку о назначении, переводе(28.5 KB)
- Запись в трудовую книжку о присвоении классного чина(26.5 KB)
- Запись об увольнении № 2(28 KB)
- Запись об увольнении(28 KB)
- Заявление на отпуск(22.5 KB)
- Заявление и Распоряжение о допуске к работе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком(26 KB)
- Заявление на отпуск(22.5 KB)
- Заявление о приёме(20.5 KB)
- Изменение учётных данных(37 KB)
- Исключение из списка аттестуемых(41 KB)
- Исправление ошибочной записи в трудовой книжке(32 KB)
- Книга регистрации личных дел муниципальных служащих(33 KB)
- Обязательство о неразглашении персональных данных(27 KB)
- Определение даты окончания отпуска по уходу за ребёнком(21 KB)
- Отзыв из отпуска(33 KB)
- Отпуск по беременности и родам(22 KB)
- Отпуск по уходу за ребёнком(22 KB)
- Памятка по регистрации личного дела(30.5 KB)
- Примерная форма трудового договора и дополнительного соглашения(134 KB)
- Распоряжение об увольнении по достижении предельного возраста(22.5 KB)
- Распоряжение о назначении(22 KB)
- Распоряжение о поощрении(22.5 KB)
- Распоряжение о предоставлении отпуска(22.5 KB)
- Распоряжение об увольнении(22 KB)
- Уведомление на получение трудовой книжки(22.5 KB)
Основания увольнения, указанные в трудовом законодательстве
В ТК РФ выделяются ряд категорий, служащих основаниями для расторжения договора с наемным работником.
Основания для увольнения | Описание |
Инициатива работника | Лица должны уведомить руководителя об увольнении за срок, предусмотренный видом контракта. Уведомление по бессрочным договорам по основной работе подается за 14 дней |
Инициатива работодателя | Расторжение договора осуществляется в связи с нарушением дисциплины, сокращением штата, ликвидацией предприятия и прочими причинами |
Соглашение сторон | Увольнение осуществляется по договоренности между сторонами по условиям и сроку расторжения договора |
Прекращение срока действия договора | Увольнение осуществляется по контрактам с ограниченным сроком действия при найме на время замещения постоянного работника, проведения сезонных работ |
Уведомление при увольнении муниципального служащего
В 2011 году в законодательство о муниципальной службе были внесены изменения, согласно которым появилось новое основание для прекращения с гражданином трудовых отношений – утрата доверия. Связано это было, прежде всего, с антикоррупционной политикой. Однако на сегодняшний день актуальный остался вопрос: утрата доверия рассматривается в объективном или субъективном смысле? То есть если служащий совершил нарушение, он автоматически теряет доверие или этот вопрос все остается на усмотрение работодателя?
Реестр дисквалифицированных кадров ведется Федеральной налоговой службой. Для того чтобы выяснить, не наложена ли на кандидата на должность муниципального служащего подобная мера наказания, необходимо направить в ФНС соответствующий запрос. Информация в реестре является открытой.
Уведомление муниципальному служащему при увольнении
Вопрос: Работник при трудоустройстве на работу в бюджетное учреждение здравоохранения (в отдел охраны труда на должность инженера по охране труда и технике безопасности) предъявил свою трудовую книжку, содержащую следующую запись о последнем месте работы — «принят на службу в органы внутренних дел». Графа «документ, на основании которого была внесена запись в трудовую книжку» не содержит конкретного наименования органа, в котором работал бывший государственный служащий. В трудовой книжке также содержится запись о наличии специальности «повар». Сам работник не предоставил специалисту отдела кадров информацию о его последнем месте работы и занимаемой должности. После трудоустройства работник отдела кадров пытался выяснить у работника данную информацию для того, чтобы уведомить работодателя по последнему месту работы согласно части 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ). Но работник информацию не предоставил и через три месяца уволился по собственному желанию. Информация о последнем месте работы служащего и о том, входила ли его должность по последнему месту работы в перечень, установленный нормативно-правовыми актами РФ, у работодателя по новому месту работы отсутствует. В связи с закрытостью информации о работе в органах внутренних дел и отсутствием содействия со стороны работника установить последнее место работы данного работника не представлялось возможным.
В отношении работодателя по новому месту работника возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в мировой суд. Никаких негативных последствий трудоустройство работника в учреждение здравоохранения не имело, никакого конфликта интересов нет. Заработная плата работника по новому месту работы не превышала 100 000 руб. в течение месяца.
Возможно ли прекращение административного дела по ст. 19.29 КоАП РФ в связи с малозначительностью?
Должен ли работодатель по новому месту работы производить уведомление работодателя по последнему месту работы согласно части 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, если заработная плата работника по новому месту работы не превышает 100 000 руб.?
Служащий может быть уволен по общим основаниям, содержащимся в ТК РФ.
Среди них наиболее часто используются следующие причины:
- уход с работы по инициативе сотрудника;
- оставление рабочего места по инициативе работодателя;
- увольнение по соглашению сторон;
- отказ работника от перевода на новую должность;
- истечение срока действия договора;
- обстоятельства, не определяющиеся волей сторон.
Также для увольнения с муниципальной службы действуют дополнительные основания:
- прекращение российского гражданства или гражданства иностранного государства, являющегося участником международного договора РФ, на основании которого работник может быть на муниципальной службе;
- достижение предельного возраста для должности муниципального работника;
- применение к сотруднику дисквалификации;
- несоблюдение запретов, а также наложенных ограничений на работника муниципальной службы.
Пособие при уходе на пенсию муниципальных служащих
Размер пенсии муниципального служащего составляет 45% от среднего заработка в месяц, если стаж его не меньше 15 лет и каждый следующий год увеличивается на 3%. Но эта сумма не должна превышать 75% от среднего заработка.
Рекомендуем прочесть: Встречный иск о взыскании алиментов
1. Пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — страховая пенсия по старости (инвалидности)), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — фиксированная выплата к страховой пенсии), и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов среднемесячного заработка, установленного на день увольнения с муниципальной службы, включая районный коэффициент.
Увольнение с госслужбы – по собственному желанию, образец и текст заявления – Центр Про
Кроме причин увольнения со службы в муниципалитете по общим нормам трудового законодательства, ст. 19 ФЗ № 25, действующего в последней редакции от 26 июля 2021 года, предусмотрено право расторгнуть трудовые правоотношения по инициативе нанимателя муниципальных служащих, в случае достижения предельно допустимого возраста;
Заметим, что во втором пункте ст. 13 ФЗ № 25, определяющей ограничения при приеме на муниципальную службу, оговорен возраст по достижению 65 лет, когда гражданин не может быть принят на службу, следовательно, и далее выполнять служебные обязанности:
- если служащий принимает гражданство иностранного государства или получает право на постоянное место жительства на территории другой страны, не являющейся участником заключенных с Российской Федерацией международных договоров о праве замещать должности муниципальных служащих;
- в случае нарушения запретов и ограничений, предусмотренных нормами ФЗ № 25 для лиц, поступающих на службу в муниципалитеты. Сюда относят: признание полной или частичной недееспособности, по решению судебных органов;
- вступление в силу приговора суда за виновные действия, не приемлющие дальнейшее несение службы;
- отказ от прохождения процедуры оформления допуска к секретной информации, необходимой для выполнения в полной мере возложенных по условиям контракта обязанностей;
- выявленные в ходе медицинского обследования заболевания, препятствующие дальнейшему исполнению обязанностей;
- получение двойного гражданства страны, не заключившей с Россией международных договоров, предусматривающих право несения муниципальной службы;
- выявление факта нахождения служащего с главой муниципального образования в близких родственных связях, если выполнение служебных обязанностей сопряжено с подчинением и подконтрольностью между ними;
- сокрытие сведений, которые обязаны сообщать служащие, в соответствии с требованиями норм ФЗ № 278, регулирующего вопросы борьбы с коррупцией, и прочие запреты, установленные нормами ст. ст. 14 – 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», изменениями, вступившими в силу с 01 января 2021 года.
Отличия от увольнения с простой работы
Госслужба — деятельность, направленная на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных учреждений. Поступить на неё могут лица, имеющие навыки, знания и стаж в соответствующей специальности. Кандидаты отбираются посредством конкурса. Все претенденты проходят проверку на соответствие установленным критериям.
Процедура проводится в несколько этапов. Стартом манипуляции считается подача заявления. Обычно предварительно организация, нуждающаяся в сотруднике, выставляет соответствующие объявления на специализированных ресурсах, а также дает сообщение в центр занятости. Получить должность имеет право гражданин, успешно прошедший конкурсную комиссию полностью. Представители уполномоченного органа оценивают не только профессиональные качества, но и ряд личностных.
Присутствует ряд специфических моментов, которые нужно учитывать во время трудоустройства. Так, трудовой договор с госслужащим не заключается. Лицо будет работать по служебному контракту. На лиц, выполняющих такую деятельность, также распространяются все нормы трудового права. Дополнительно действует ряд специфических нормативно-правовых актов. Соответствующие нормы отражены в ФЗ о государственной гражданской службе РФ.
ФЗ о государственной гражданской службе:
- В статье 37 данного закона говорится о том, как уволить госслужащего, рассматриваются основания для увольнения.
- В статье 39 рассмотрены различия между увольнением служащего и освобождением от занимаемой должности.
Нормы Трудового кодекса РФ (81 статья) также применяются для данной категории работников, однако они имеют свои отличительные особенности.
Особенности для полиции
Снятие с должностей сотрудников полиции подчиняется правилам, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (в части, которая не регулируется 342-ФЗ), но не подчиняется Федеральному закону № 25-ФЗ, поскольку полиция, будучи структурой Министерства внутренних дел РФ, не относится к местным органам власти.
Рассматривается инициатива создания муниципальной милиции, обеспечиваемой за счет местных бюджетов, но пока это не реализовано.
Порядок увольнения сотрудника полиции по его инициативе урегулирован Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Статья 84 указывает на то, что полицейский вправе принять решение об увольнении до окончания срока его контракта. Чтобы покинуть службу, он подает рапорт не менее чем за один месяц до предполагаемого расторжения контракта.