Выборы Президента Российской Федерации: отдельные правовые аспекты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выборы Президента Российской Федерации: отдельные правовые аспекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Например, не стоит забывать, что существует так называемый ценз оседлости. Это что-то вроде очередного ограничения для граждан, желающих баллотироваться в президенты. И действует оно в отношении длительности проживания гражданина. Довольно серьезный момент, который способен доставить массу неудобств некоторым кандидатам. Хотя на практике казусы с оседлостью почти не возникают.

Система и порядок проведения выборов Президента рф

Выборы Президента РФ назначает верхняя палата парламента — Совет Федерации Федерального Собрания России (п. «д» ч. 1 ст. 102Конституции РФ). Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента России, эту задачу выполняет Центральная избирательная комиссия РФ (далее — Центризбирком РФ).

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днём голосования на выборах Президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

После принятия постановления Совета Федерации о назначении президентских выборов обновление избирательного законодательства автоматически откладывается до завершения электорального цикла.

Постановка цели, выбор направления

Тот, кто вознамерился стать президентом, должен четко наметить цели и осознать пути, какими они могут воплотиться в жизнь. Глава государства обязан действовать во благо народа. От того, в каком направлении будет двигаться страна, какие меры для этого будут предприняты, зависит рост и укрепление государства, благосостояние его граждан.

Важно! «Не навреди», – одно из важнейших правил в работе президента.

Президент должен стать настоящим лидером, сильным духом и с твердым внутренним стержнем. Только за сильным достойным вожаком идет народ. Мало иметь представление о функционировании экономики, промышленной и других сфер, быть подкованными юридически и обладать выдающимся умом. Потребуется умение принимать решения, не рассуждать о необходимости роста зарплат, пенсий и снижении налогов, а реализовывать свои начинания на практике. Придется выработать план действий, подразумевающий укрепление государства, строго его придерживаться, ни в коем случае не останавливаясь на достигнутом.

В каком возрасте можно стать кандидатом на пост президента рф

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

Основные принципы выборов Президента в России

Глава РФ выбирается на основе следующих главных принципов:

  • Президент РФ избирается на 6 лет. Когда следующие выборы президента в России? Предшествующие были в марте 2018 года. Соответственно, по закону следующие выборы должны пройти в 2024 году.
  • Один и тот же гражданин не может быть избран на пост президента РФ более 2 сроков подряд.
  • Выборы проводятся на всей территории РФ. Граждане РФ, проживающие за границей, также имеют право участвовать в выборах президента РФ.
  • Глава страны избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным. Принуждение к походу на выборы и принуждение гражданина голосовать за конкретного кандидата недопустимо.
  • Выборы проходят в том случае, если будет зарегистрировано не менее 2 кандидатов.
  • Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей, внесенных в списки.
  • Победившим считается кандидат, получивший поддержку более 50% избирателей, участвовавших в голосовании.

Избрание и вступление в должность Президента РФ

Замечание 4

Избранным считается кандидат, который набрал при голосовании более половины голосов от общего числа голосовавших.

ЦИК может признать выборы несостоявшимися или посчитать их недействительными. Недействительность выборов может определить суд.

Если в избирательном бюллетене два и более зарегистрированных кандидатов, и ни один не прошел по итогам голосования и не был избран на должность. ЦИК РФ, назначает второй тур голосования по двум кандидатам, которые набрали наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов.

Замечание 5

Повторное голосование может быть проведено в случае, если остается только один кандидат, который будет считаться избранным на должность Президента РФ при условии, что за него проголосуют более 50 % избирателей от общего числа голосовавших.

Если выборы признаны недействительными, и Президент не был избран, СФ назначает повторные выборы, которые проводятся через четыре месяца. На повторные выборы не могут выдвигаться те кандидаты, чьи действия нарушали порядок выборов, и в результате они были признаны несостоявшимися.

Замечание 6

Результаты выборов оглашаются ЦИК не позднее чем через 10 дней со дня голосования. Официально результаты должны быть опубликованы в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией протокола.

Президент РФ вступает в должность в торжественной обстановке в присутствии членов СФ, депутатов ГД, судей КС. Президент приносит народу присягу, которая размещена в Конституции РФ в ч.1 статьи 82.

Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Каждый субъект РФ в заданных пределах самостоятельно определяет число лиц, необходимое для поддержки кандидата.

В случае наличия в субъекте РФ избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, их число должно составлять от 5 до 10 процентов от общего числа указанных глав и депутатов муниципального уровня. Точное количество, необходимое для поддержки кандидата, также определяется законодательством субъекта РФ.

Читайте также:  Как работают судебные приставы по исполнительному производству?

Лицо, обладающее правом поддержки, проставляет подпись только за одного кандидата. Подпись должна сопровождаться указанием даты и времени ее проставления, а также должна быть нотариально заверена. Ее отзыв невозможен.

В случае нарушения требования Закона о поддержке только одного кандидата, действительной считается подпись, проставленная по дате ранее остальных.

Дискуссионным является положение ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» об особенностях поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ в случае ее выборности (п. 3 ст. 18), получившего название «муниципальный фильтр». Его суть заключается в том, что согласно требованиям Закона кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Законодатель определил, что поддержка выражается в проставлении подписи в поддержку кандидата. Необходимое количество подписей может составлять от 5 до 10 процентов от общего числа указанных депутатов и числа избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований.

Институт Президентства

Развитие института президентства в разных странах происходило исходя из исторических реалий и сложившихся традиций. Например, в Иране главой государства является религиозный лидер – аятолла. Ему подчиняются все государственные органы, в том числе, и президент.

В России голосование по выбору президента является прямым, а в США — посредством коллегии выборщиков. В некоторых парламентских республиках выборы президента осуществляются Нижней палатой Парламента, а в некоторых — обеими Палатами.

Не во всех странах президент является главой государства как в России. В США он непосредственно руководит правительством. Во Франции президент не определен как глава государства, но выполняемые им функции аналогичны функциям президента России.

В разных странах отличаются и сроки пребывания в должности президента. Самыми распространенными вариантами являются сроки от 4-х до 7-ми лет с возможностью переизбрания не более двух раз. Но есть страны, где президент может переизбираться неограниченное количество раз. С одной стороны, ограничение сроков обеспечивает сменяемость власти, но с другой стороны, может привести к слому государственного устройства при вступлении в должность другого президента. Не лучшим вариантом является предоставление возможности переизбрания неограниченное количество раз — это может привести к узурпации власти и установлению диктатуры.

Для того, чтобы исключить подобные сценарии в государстве, создаются государственные структуры, не зависящие друг от друга и являющиеся противовесами. Таковыми являются законодательная, исполнительная и судебная власти, которые призваны не допустить нарушения законов одной из ветвей, в том числе, и действующим президентом.

Полномочия президента

Статус и полномочия Президента определены в Конституции РФ. При вступлении в должность Президент приносит присягу, в которой он обязуется защищать и соблюдать Конституцию, защищать права и свободы граждан. Данные функции реализуются государственными органами под непосредственным контролем Президента. Избранный Президент, являясь главой государства и гарантом Конституции:

  • определяет направления внутренней и внешней политики государства;
  • согласовывает деятельность органов государственной власти разного уровня;
  • является Верховным Главнокомандующим;
  • при принятии органами исполнительной власти законодательных актов, противоречащих Конституции, Президент имеет право приостанавливать их действие;
  • назначает Председателя Правительства после утверждения его кандидатуры Государственной Думой;
  • по представлению Председателя Правительства назначает его заместителей и федеральных министров;
  • вправе распустить Государственную Думу в случае трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства;
  • своим решением может отправить в отставку Председателя Правительства;
  • руководит работой Правительства, которое осуществляет свою деятельность с учетом поручений и распоряжений Президента;
  • ведает вопросами помилования, награждения государственными наградами.

Для исключения сосредоточения всей власти в одних руках в стране созданы и функционируют:

  • законодательная (Государственная Дума и Совет Федераций),
  • исполнительная (представленная Правительством РФ)
  • и судебная (во главе с Конституционным судом) власти.

Президент играет координирующую роль в деятельности всех ветвей власти и государственных органов различного уровня.

Как избирается Президент России?

Как гласит статья 81 Конституции РФ, Президент России избирается путем тайного голосования граждан Российской Федерации сроком на шесть лет. Занимать должность Президента России можно только два срока подряд.

Выборы назначаются Советом Федерации, а решение об их назначении должно быть принято не раньше, чем за 100 дней, и не позже, чем за 90 дней, до дня их проведения. Победившим на выборах будет признан тот из кандидатов, за которого проголосовало больше половины избирателей, которые приняли участие в голосовании. В том случае, если никто из кандидатов в Президенты не набрал 50% голосов, будут назначены повторные выборы. В них примут участие два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов избирателей.

Как стать президентом РФ. Полный список требований к кандидату

  • Как становятся президентами, и что для этого требуется?
  • Президентский срок в России: особенности, права и требования
  • Порядок избрания президента РФ. Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
  • Полномочия Государственной думы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации
  • Возрастной ценз на занятие руководящих должностей в РФ. Возрастные ограничения в различных сферах деятельности
  • Государственная служба — это… Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Активное и пассивное избирательное право. Избирательные права граждан и принципы их осуществления

В избирательной системе разных стран присутствуют свои условия. Например, в ряде стран (Англия, Швеция, Нидерланды и Саудовская Аравия) правят монархи

. Их правление переходит по наследству от старшего поколения к младшему. Монархов не выбирают каждые несколько лет, но могут выбирать парламент и других руководителей.

А вот в республиках

выбирают именно президента, срок правления которого урегулирован на законодательном уровне. В президентских республиках руководителя выбирает именно население страны, а не высшие чины. Депутаты или другие должностные лица имеют право только выдвигать своих кандидатов, а если это парламентская республика – то и выбирать президента.

Требования к кандидатам в президенты России прописаны в статье 81 Конституции и в статье 3 Федерального закона от 10.01.2003 №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Основными требованиями к кандидатам в президенты РФ являются:

  1. возраст старше 35 лет;
  2. проживание на территории России не менее 25 лет;
  3. отсутствие иностранного гражданства;
  4. ограничение по срокам правления.

В отношении иностранного гражданства в Федеральном законе № 19-ФЗ указано, что кандидат в президенты не имеет права иметь иностранное гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий разрежение на постоянное место жительства и другом государстве. Причем, даже если в настоящее время иностранного гражданства сейчас нет, но когда-то оно было, то такой человек не может баллотироваться в президенты.

Единственным участником президентской гонки без своей программы является Владимир Путин, остальные же представили ее своему электорату гораздо раньше утверждения.

Основные тезисы и цели предвыборных программ кандидатов:

  1. Бабурин – «Российский путь в будущее!» Желает заменить пост премьера коалиционным правительством, провести конституционную реформу, вплотную заняться социальной сферой.
  2. Жириновский – «Мощный рывок вперед». Обширная программа из ста тезисов. Отличается странными лозунгами, к примеру, «перекрасить Кремль в белый цвет» или «организация специальных военно-полевых судов».
  3. Грудинин – «20 шагов Павла Грудинина». Собирается начать со смены экономической стратегии России, чтобы восстановить ее экономический суверенитет и пойти по пути индустриализации и модернизации. Хочет восстановить социальную сферу, финансово поддержав провинцию и снизив прослойку между богатыми и бедными налоговой реформой.
  4. Явлинский – «Дорога в будущее». Желает прекратить противостояние между РФ и Украиной, вернув Крым и отступив от территорий ЛНР и ДНР. Собирается наладить дипломатию с Западом и его союзниками и провести политическую реформу РФ.
  5. Сурайкин – «Десять сталинских ударов по капитализму». Предполагает полный комплекс мер, необходимых для возрождения социалистической экономики. Особое внимание уделяет борьбе с коррупцией и патриотизму.
  6. Собчак – «Собчак против всех». Планирует закончить несменяемость власти и возобновить развитие технического и социального прогресса, избавившись от кризиса в экономике.
  7. Титов – «Стратегия роста». Говорит о прогрессивной экономической политике и собирается уйти от сырьевой зависимости, включая «нефтяную иглу», к поддержке частного сектора.

Полные версии программ кандидаты выкладывали на площадках своих партий или в блогах, где вы и можете ознакомиться с ними подробнее.

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

Президентом Казахстана может быть избран гражданин республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние 15 лет и имеющий высшее образование

НУР-СУЛТАН, 12 апр — Sputnik. Центральная избирательная комиссия Казахстана утвердила постановление о соответствии кандидатов в президенты на предстоящих выборах 9 июня.

Главным документом государства является Конституция нашего государства. В ней, собственно, и закреплены и основные полномочия, и права, и обязанности Президента России. Регулируется все это в положениях, указанных в главе IV Конституции. В этой же статье четко прописаны и все требования, которые будут предъявлены к кандидату ЦИКом на эту должность. Помимо этого, здесь указан и механизм тайного всероссийского голосования всех дееспособных жителей страны, имеющих гражданство.

Читайте также:  Как оформить увольнение работника по собственному желанию

Примечателен факт, что в Конституции прописаны лишь главные требования к лицам, выдвигающим свою кандидатуру на пост первого лица государства.

  1. Возраст. Конституция гласит (см. Ст. 81), что избранным на пост Президента Российской Федерации может лицо, достигшее 35 лет. Кандидат должен достичь этого возраста при регистрации своей кандидатуры, а не к моменту президентских выборов или принятия присяги, т. е. даты принятия обязанностей.
  2. Гражданство. Вполне закономерно, что должность главы государства может занимать только лицо, которое является гражданином нашей свами. Так же кандидат должен постоянно проживать на территории России не меньше 10 лет до времени подачи документов в ЦИК. При этом к всенародному голосованию не допускаются те, кто имеет двойное гражданство. Впрочем, это касается всех государственных должностей.
  3. Правовой статус. Если гражданин, выдвигающийся на этот пост, ранее уже занимал должность Президента два предыдущих срока подряд, то ему будет оказано.
  4. Состояние здоровья. Понятно, что лицо, желающее занять кресло первого лица страны, должно быть дееспособным и не иметь серьезных заболеваний. В остальном жестких требований касательно здоровья нет.
  5. Образование. Этот пункт тоже весьма лоялен к будущему главе государства. Единственное условие — наличие хоть какого-то образования, помимо школы.
  6. Служба в вооруженных силах. Президент сраны не обязательно должен проходить военную службу. Хотя, как показывает практика, у отслужившего кандидата шансов больше. Однако ЦИК не может отказать в регистрации, не проходившего службу в ВС, если для этого нет других оснований.

Подробно все нормативы, которые сегодня действуют в нашей стране, и касаются всего, что связанно с порядком регистрации кандидатов, проведения выборов главы Российского государства, требованиями, которые предъявляются к баллотирующимся на пост, прописаны в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» (ФЗ №19), который был принят депутатами Госдумы еще 10 января 2003 года.

Примечательная особенность этого законодательного акта в том, что депутаты периодически вносят в него изменения, чтобы он соответствовал политической конъюнктуре. Официальными причинами внесения изменений являются, конечно же, самые благие цели. Например, защита суверенитета Российской Федерации и усиление национальной безопасности, охраны общества от угроз внутренних и внешних. Так же он призван повысить эффективность работы главного человека страны.

Законодательные акты, которые сегодня действуют на территории России, и регулируют все вопросы, связанные с регистрацией и правами кандидатов в Президенты, условия отказа от регистрации, порядке проведения всенародного голосования и подсчета итогов этих выборов, жестко регламентируют все эти процедуры.

Принят закон, позволяющий Путину вновь участвовать в президентских выборах

Для начала нужно собрать группу (сейчас установленный законом минимум составляет 500 человек) поддерживающих его граждан РФ, которые являются дееспособными и имеют право голоса на выборах Президента.

Затем нужно определиться с датой собрания с единомышленниками и уведомить об этом представителей Центральной избирательной комиссии. Срок уведомления — не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения общего собрания. На этом собрании выносится решение о поддержке выдвижения кандидата.

Тут же формируется группа избирательная группа, лица, уполномоченные представлять интересы кандидата на выборах и штаб, который будет избирательной кампанией руководить. Все решения, вынесенные на собрании, протоколируются. Протокол собрания, в свою очередь, утверждается нотариусом.

Решение о проведении всенародных выборов Президента России и их дата назначаются Центризбиркомом. Кандидат в президенты течение 20 дней с того момента, когда ЦИК опубликовал эту информацию, обращается в избирательную комиссию с предоставлением ходатайства граждан о его официальной регистрации в списке прочих желающих занять кресло в Кремле.

Помимо этого ходатайства, кандидатом в Изберком предоставляется пакет документов, удостоверяющих его личность, подтверждающих гражданство России, документы об образовании, трудовая книжка, военный билет, декларация об имуществе и доходов его и членов его семьи. Естественно, необходимо и заявление самого кандидата о его выдвижении на выборы.

Если заявка на регистрацию не отклонена, то кандидату необходимо собрать не меньше 300 тыс. подписей дееспособных россиян, свидетельствующих об одобрении выдвижения в Президенты. Для тех, кто выдвигается на этот пост по линии партии, количество подписей составляет только 100 тысяч.

Важно! Но количество подписей, которые будут собраны за кандидата, не должно быть больше 7,5 тысяч с каждого субъекта. То же самое количество относится и к подписям граждан, которые находятся за границей. Форма подписных листов устанавливается ЦИКом. А вот печатаются они исключительно средства, выделяемые избирательным фондом кандидата.

После сдачи подписных листов и их проверке Центризбиркомом, подачи последнего пакета документов (в их число входят и подтверждающие, что все счета в заграничных банках являются закрытыми) информация о выдвигающем свою кандидатуру вносится в избирательные списки.

  1. Путин Владимир Владимирович. Занимает пост главы государства с 2000 года, и по сей день. Перерыв на этой должности был с 2008 по 2012 год, когда его смени Дмитрий Медведев.
  2. Мишустин Михаил Владимирович. Сейчас занимает должность премьер-министра. В последнее время проявляет все больше различных инициатив, которые поднимают его политический рейтинг. Благодаря этому пользуется популярностью у избирателей.
  3. Шойгу Сергей Кужугетович. Министр обороны, политический титан. Харизматичный и популярный в народе. Именно он вернул былой престиж Вооруженных Сил России.
  4. Геннадий Андреевич Зюганов. Самый известный коммунист России по-прежнему популярен у части населения, особенно у пенсионеров. Но свою кандидатуру выставит навряд ли, в предстоящих выборах примет участие, скорее всего, его протеже.
  5. Собчак Ксения Анатольевна. Бывшая светская львица наверняка решиться снова, выставить свою кандидатуру. Смелости и амбициозности этой даме не занимать. К тому же ее поддерживает довольно большая часть молодежи. Но цели своей

Отказать в регистрации кандидата ЦИК имеет право на любом этапе. Оснований для этого тоже масса. Единственное условие, которое в таком случае должна соблюдать Центральная Избирательная Комиссия, это оповещение кандидата об отказе в двухдневный срок со дня подачи документов.

Оспорить такое решение можно лишь в Верховном Суде России. Рассмотрен такой иск будет за 5 рабочих дней. Этот срок начинается с момента его подачи.

На сегодняшний день избрание Президента России происходит с опорой на несколько основных документов:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ «О выборах Президента РФ»;
  • ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и т.д.

В России используется мажоритарная избирательная система, при которой президентом избирается тот кандидат, который в результате голосования набрал наибольшее количество голосов. Один президентский срок имеет продолжительность в шесть лет, после чего происходит переизбрание.

Назначением президентских выборов, согласно Конституции, занимается Совет Федерации Федерального собрания РФ. Для того, чтобы принять соответствующее решение, у членов Совета Федерации имеются жесткие временные рамки:

  • решение об определении даты голосования должно произойти не более, чем за сто дней до фактической даты голосования;
  • решение об определении даты голосования должно произойти не менее, чем за девяносто дней до фактической даты голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Российской Федерации

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее — группа избирателей).

О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение указанного собрания. На собрании группы избирателей вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится указанное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный в настоящем пункте срок не применяется.

К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга.

Выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Уполномоченный представитель политической партии одновременно с решением съезда политической партии о выдвижении кандидата представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:

  • нотариально удостоверенную копию устава политической партии и документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в единый государственный реестр юридических лиц;
  • список уполномоченных представителей политической партии с указанием сведений о них.
Читайте также:  Товар оказался с дефектом. Кто, как и где должен проводить экспертизу?

Одновременно с указанными документами кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:

-свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе — сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа. Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо к иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статут в данной политической партии либо ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующей политической партии, иного общественного объединения.

При указании принадлежности к иному общественному объединению кандидат согласует с указанным органом общественного объединения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации состоящее не более чем из семи слов наименование данного общественного объединения, которое используется в избирательных документах. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата. К заявлению прилагаются копня паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

— сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за четыре года, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга;

— если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, — письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления указанных документов принимает решение о регистрации уполномоченных представителей политической партии либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партии могут служить отсутствие необходимых документов, а также отсутствие у политической партии права выдвигать кандидатов на данных выборах.

В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченному представителю политической партии не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, содержащееся в подписных листах, представляемых в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, может превышать необходимое для регистрации кандидата количество подписей, установленное настоящим Федеральным законом, но не более чем на 5 процентов

Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы, допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата.

Кандидат или уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, представляет для регистрации кандидата в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации:

  • подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
  • документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
  • протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);
  • список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;
  • сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате;
  • первый финансовый отчет кандидата.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение предусмотренного законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата.

Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.

Но результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, в решении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о его регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации.

В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата, копию решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с изложением оснований отказа.

Основаниями отказа являются:

  • отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
  • несоблюдение политической партией предусмотренного законом порядка выдвижения кандидата в Президенты Российской Федерации (только для кандидатов, выдвинутых партиями);
  • отсутствие необходимых документов, а равно отсутствие в представленных документах необходимых сведений;
  • недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или выявление 5 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки (если сбор подписей избирателей необходим);
  • сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости;
  • несоздание кандидатом избирательного фонда. Отсутствие денежных средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата;
  • установление вступившим в законную силу судебным решением факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 5 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
  • использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
  • превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда;
  • неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц.

Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты регистрации. Сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает представителям средств массовой информации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *