Приватизация каких земельных участков запрещена (не подлежат)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация каких земельных участков запрещена (не подлежат)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С чего начинать процедуру приватизации? Первым делом нужно собрать документы. Дальнейшие действия без них невозможны. Даже если какой-то бумаги нет, сначала ее нужно найти/восстановить и только потом продолжать оформление.

Приватизация земельного участка, общее понятие

Приватизация дает возможность оформить земельный участок в частную собственность

Приватизация земельных участков – это возможность приобрести в частную собственность надел земли, принадлежащий государству или муниципалитету.

Прописанные в законодательстве РФ правила определяют классификацию земельных участков по группам, исходя из категорий и видов разрешенного использования.

В зависимости от того, к какому типу или к какой категории относится земельный надел, есть возможность рассчитывать в одних случаях на платную, в других – на бесплатную приватизацию.

В качестве объектов приватизации могут выступать как участки земли, так и их части. Передача земли в собственность может быть осуществлена на определенных правах:

  1. в единоличную собственность (предполагает только единого собственника надела земли);
  2. в долевую собственность (в этом случае каждый из владельцев обладает равным правом на долю земельного надела);
  3. в совместную собственность (к подобному виду относится собственность, которая ведется совместно супругами или фермерские хозяйства).

Документы необходимые для приватизации земли

Какие документы нужны для приватизации:

  • Заявление. Их потребуется два: одно для предоставления участка в аренду, второе о приватизации. Первое не потребуется в том случае, если земля уже находится в аренде человека, который занимается приватизацией.
  • Паспорт заявителя или представителя.
  • Если работа ведется через представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность.
  • Договор аренды или любой другой документ, на основании которого он пользуется участком.
  • Кадастровый план. Если такового нет, сначала его нужно получить.
  • Выписка из ЕГРН. Она не требуется только в том случае, если участок абсолютно новый и только будет образован.

Основные принципы земельного законодательства

Основные принципы земельного законодательства регламентируют отношения, связанные с использованием и оборотом земельных участков. Эти принципы обеспечивают определенные гарантии и ограничения, направленные на защиту интересов различных категорий граждан и общественных интересов.

Один из основных принципов земельного законодательства – принцип социальной справедливости. Согласно этому принципу, государство стремится обеспечить равный доступ к земельным ресурсам для различных групп населения. Это означает, что приватизация некоторых земельных участков может быть ограничена, чтобы предотвратить монополизацию и концентрацию земельных ресурсов в руках небольшого числа лиц.

Другой важный принцип – принцип охраны природных и экологических ресурсов. Согласно этому принципу, государство устанавливает ограничения на использование земельных участков в интересах сохранения окружающей среды и биологического разнообразия. В связи с этим, определенные земельные участки, например, природные заповедники, охраняемые природные территории и территории с особыми условиями использования, не подлежат приватизации.

Также принцип гражданской ответственности предусматривает, что земельные участки не должны использоваться в ущерб общественным интересам. Государство установливает ряд ограничений в использовании земли, например, для строительства социальной инфраструктуры, обязательного использования земли в сельскохозяйственном производстве или предоставления земельных участков для государственных нужд. Эти ограничения могут также быть причиной неподлежания приватизации определенных земельных участков.

Земля, предоставленная в пользование для сельскохозяйственного использования

В соответствии с законодательством некоторые земельные участки не могут быть приватизированы и остаются в пользовании людей и организаций только для сельскохозяйственного использования. Это связано с необходимостью сохранения этих участков под сельскохозяйственные цели и обеспечения продовольственной безопасности страны. Участки данной категории могут быть предоставлены в пользование фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям, кооперативам и другим сельскохозяйственным организациям. Поскольку сельское хозяйство играет важную роль в экономике и обеспечении населения продовольствием, подобная мера поддержки помогает развивать сельскохозяйственный сектор и стимулирует увеличение производства продуктов питания.

Один из важных аспектов предоставления земельных участков для сельскохозяйственного использования заключается в необходимости сохранения плодородия почвы и устойчивого развития сельского хозяйства. Контролируемое использование земли позволяет вести рациональное земледелие, поддерживать плодородие и биологическое разнообразие. Это особенно актуально в условиях современного земледелия, где применяются новые технологии и подходы к управлению земельными ресурсами. Предоставление земли в пользование для сельскохозяйственных целей позволяет контролировать использование участков и предотвращать нерациональное использование земельных ресурсов.

Также стоит отметить, что земельные участки, предоставленные в пользование для сельскохозяйственного использования, являются объектом государственной поддержки сельского хозяйства. Правительство страны принимает меры для создания благоприятных условий для развития этого сектора экономики. Помимо предоставления земельных участков, государство может предоставлять субсидии и другие формы поддержки сельскохозяйственным организациям, что помогает повысить их конкурентоспособность и эффективность. Это также способствует сохранению традиционного занятия сельским хозяйством и развитию сельских территорий. Особая роль отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые получают особые преференции как небольшие предприятия и важные участники сельскохозяйственного рынка.

Читайте также:  Куда и как можно использовать материнский капитал

Земельные участки водных объектов

Одной из категорий земельных участков, которые не подлежат приватизации, являются земельные участки водных объектов. Эти участки включают в себя территории рек, озер, морей и других природных водных образований. Их неприватизируемость объясняется несколькими причинами.

Первая причина соответствует важности сохранения и защиты водных ресурсов и экосистем. Земельные участки водных объектов являются природным обиталищем для многих видов растений и животных, а также играют важную роль в поддержании гидрологического равновесия региона. Приватизация таких участков может привести к их разрушению или неправильной эксплуатации, что негативно отразится на окружающей среде и биоразнообразии.

Вторая причина связана с обеспечением доступа граждан к природным водным ресурсам. Земельные участки водных объектов являются общественным достоянием и должны оставаться доступными для общего пользования. Приватизация таких участков может привести к ограничению доступа к воде, рыбалке, купанию и другим видам активного отдыха на природе, что противоречит интересам общества.

Третья причина касается соблюдения международных соглашений и законодательства. Многие страны, включая Россию, подписали международные договоры и конвенции, в которых обязались охранять водные ресурсы и природные водные объекты. Приватизация земельных участков водных объектов может противоречить этим обязательствам и привести к нарушению международных договоров.

В целом, неприватизируемость земельных участков водных объектов имеет существенное значение для сохранения природной среды, обеспечения доступа к водным ресурсам и соблюдения международных обязательств. Это обеспечивает устойчивое развитие и благосостояние общества в целом.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Внимание! Приватизация может быть осуществлена одним гражданином или несколькими при том условии, что все правила, установленные законодательством, будут исполняться в процессе оформления приватизации.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут). Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами.

Исключение составляют выше описанные категории земель.

Земельные участки, использование которых запрещено санитарными или экологическими нормами

Существуют определенные ограничения на использование земельных участков, которые обусловлены санитарными или экологическими нормами. Нарушение этих норм может иметь негативные последствия для окружающей среды и здоровья людей. Вот некоторые типы земельных участков, на которых приватизация запрещена:

  • Земельные участки, находящиеся вблизи источников питьевой воды, рек, озер или других водоемов.
  • Земельные участки, расположенные в заповедных и природных охраняемых территориях.
  • Земельные участки, расположенные на территориях с повышенной опасностью для здоровья населения, например, вблизи промышленных предприятий или автомобильных дорог.
  • Земельные участки, на которых находятся археологические объекты или памятники культурного наследия.
  • Земельные участки, на которых расположены лесные массивы или редкие виды растений и животных.
  • Земельные участки, предназначенные для строительства или эксплуатации инфраструктуры, такой как газопроводы, электропередачи и т.д.

Эти ограничения на использование земельных участков помогают сохранить природу, экологическое равновесие и здоровье людей. Они также способствуют сохранению культурного наследия и поддерживают устойчивое развитие региона.

Если вы планируете приобрести земельный участок, обратитесь в местные органы управления земельными ресурсами или в муниципальные органы, чтобы узнать, имеются ли какие-либо ограничения на его использование.

Земельные участки, находящиеся в зоне близости к стратегически важным объектам

Земельные участки, находящиеся в зоне близости к стратегически важным объектам, не могут быть приватизированы. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности и нерушимости функционирования данных объектов.

Стратегически важными объектами являются объекты, от которых зависит функционирование государства, его оборона, национальная безопасность, экономика и другие важные сферы жизни общества.

В Российской Федерации перечень таких объектов определен Законом «О государственной тайне». Кроме того, они могут быть установлены законодательными актами конкретных субъектов Российской Федерации.

К стратегически важным объектам могут относиться, например, объекты ядерной энергетики, военные базы и аэродромы, объекты связи и информационной безопасности, энергетические комплексы и другие объекты, нарушение работы которых может привести к серьезным последствиям для общества.

Зона близости к таким объектам обычно определяется законодательными актами и может варьироваться в зависимости от типа объекта и его значимости для государства. Обычно это земельные участки, находящиеся в радиусе нескольких километров от объекта.

Читайте также:  Опекунство над пожилым человеком плюсы и минусы после 80 лет

Защищенные природные зоны

В соответствии с законодательством Российской Федерации, некоторые земли населенных пунктов не могут быть приватизированы в связи с тем, что они находятся в защищенных природных зонах. Такие зоны устанавливаются с целью сохранения особо ценных природных объектов и экологической гармонии.

Защищенные природные зоны включают в себя:

Тип зоны Описание Категория
Национальные парки Территории, имеющие особое национальное, культурное и природное значение. Здесь разрешена только научная деятельность и организованный экотуризм. I
Заповедники Зоны, где никакая хозяйственная или другая деятельность, предполагающая изменение природных условий, не допускается. Заповедники призваны сохранять и восстанавливать уникальные экосистемы. Ia и Ib
Природные парки Территории, где природа сохранена в значительной степени, но проводятся ограниченные хозяйственные и рекреационные мероприятия. Люди могут посещать природные парки и заниматься экологическим туризмом. II
Зоны отдыха Специально выделенные территории, где возможно проведение отдыха и рекреационных мероприятий. Зоны отдыха должны быть экологически безопасными и не наносить ущерба природным ресурсам. III

Земли, находящиеся в защищенных природных зонах, не могут быть приватизированы и использованы для коммерческой или жилой застройки. Они предназначены для сохранения ценных природных объектов и сокращения негативного воздействия людей на окружающую среду.

Если на территории населенного пункта расположена защищенная природная зона, это должно быть учтено при осуществлении градостроительной деятельности и разработке планов развития. Такие зоны требуют специального внимания и ограничений в целях сохранения природного богатства и биоразнообразия.

Объекты общественного назначения

В рамках приватизации земельных участков населенных пунктов существуют определенные ограничения на приватизацию объектов общественного назначения. Эти объекты включают в себя различные сооружения и территории, предназначенные для осуществления общественной деятельности и обслуживания населения.

К объектам общественного назначения относятся:

  • Медицинские учреждения и организации здравоохранения — больницы, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты.
  • Социальные учреждения и организации — дома престарелых, детские дома, социально-реабилитационные центры.
  • Образовательные учреждения и организации — школы, детские сады, университеты, колледжи.
  • Культурные и спортивные учреждения — театры, концертные залы, спортивные комплексы, стадионы.
  • Религиозные объекты и учреждения — церкви, монастыри, мечети.

Данные объекты общественного назначения представляют особый интерес для жителей населенных пунктов и имеют значительную социальную значимость. Их приватизация может нанести ущерб обществу и вызвать неудовлетворение у граждан. Поэтому правительство установило ограничения на приватизацию данных объектов, чтобы сохранить их доступность и удобство использования для населения.

В то же время, возможна передача объектов общественного назначения во владение и пользование на основании соответствующих контрактов или арендных соглашений. Это позволяет поддерживать и развивать их функционирование, не нарушая интересы общества.

Таким образом, объекты общественного назначения являются особой категорией земельных участков населенных пунктов, которые не подлежат приватизации, но могут быть переданы во владение и пользование на основании соответствующих соглашений.

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»

О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

30 ноября 2001 года

5 декабря 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

Читайте также:  Путевая документация в программе

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Особенности приватизации земельных участков в садовых товариществах

Землю кооператива можно приватизировать бесплатно, если данный кооператив был создан до 1 января 2019 года. То же самое относится к участкам, принадлежащим садоводческим организациям в некоммерческих садах, где свободная земля может быть передана в частную собственность до 1 марта 2022 года (ст. 3, раздел 3, Закон № 137).

Это возможно, если земля соответствует следующим критериям

  • Земля была предоставлена под сад, дачу или огород до 10 ноября 2001 года
  • участок был предоставлен гражданам в соответствии с решением совета товарищества или других документально подтвержденных членов,
  • На землю не наложено никаких ограничений. Это означает, что она может быть предоставлена в свободное пользование.

Приватизация каких земельных участков запрещена

Действующее земельное законодательство определяет специальный перечень, который содержит в себе информацию о том, какие земельные участки не подлежат приватизации.

Согласно Федеральным Законам и прочим нормативным актам, оформить право собственности нельзя на следующие категории территориальных наделов:

  • входящие в государственный/муниципальный лесной или водный фонд;
  • входящие в состав охраняемых природных объектов;
  • зараженные опасными химическими веществами или подверженные систематическому биогенному загрязнению;
  • закрепленные для реализации федеральных или муниципальных нужд;
  • располагающиеся на земельных участках, предназначенных для размещения специализированных транспортных средств или обеспечения деятельности в морских и речных портах;
  • не подлежащие отчуждению в пользу физических или юридических лиц на основании норм действующего законодательства Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *