Какие налоги платили в СССР с зарплаты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платили в СССР с зарплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

Налог на сверхприбыль

Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.

Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.

Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Замечание 3

В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.

Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.

Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.

Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.

Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.

Революция и «военный коммунизм»

После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых – высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

Также применялась продразверстка, которая представляла собой систему заготовок сельхозпродуктов в период военного и экономического кризисов в стране, заключавшуюся в обязательной сдаче государству крестьянами излишков продуктов по твердым закупочным ценам. Отказаться от этого поставщик, то есть крестьянин, не мог. Подобные срочные меры были приняты в Российской империи в 1916 году, во время Первой мировой войны.

В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат.

В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

Налоговая система в период войны

С началом Великой Отечественной войны в СССР вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывался в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог был повышен до 2,25 рублей + 5,5%.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Для сравнения нагрузки на работающих граждан СССР и современной России одних налогов мало, у населения есть другие обязательные платежи. Самый серьезный из них – инструменты.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размер был несопоставим с нынешним. По некоторым данным, в 1958 г советские граждане отдавали на жилищно-коммунальное хозяйство 3% своего дохода, а в 1991 г этот процент упал до 1,2% — вероятно, от общего дохода семьи.

По архивным данным удалось выяснить, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, платила за жилищно-коммунальные услуги 8 рублей 67 копеек в месяц. Двухкомнатная квартира площадью 45 квадратных метров в Ленинграде стоила 12 рублей 72 копейки. В 1988 году расходы несколько увеличились: в городе Шуя Ивановской области «двушка» площадью 57,4 кв м стоила 17 рублей 11 копеек.

Сейчас стоимость жилищно-коммунальных услуг оценивается в 9,6%, а это во много раз выше, чем во времена СССР.

Но советское время подарило нам парадоксальное выражение «добровольно-принудительные» — это некоторые виды расходов, отказаться от которых было практически невозможно.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигаций была выпущена до 1957 года, когда программа предусматривала почти принудительный выкуп.

Согласно статистике, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так уже в 1925 году в «вынужденные кредиты» было вложено более 14 миллионов рублей. Долг рос, и в начале 1930-х годов средний гражданин ежегодно брал взаймы 2-3 месячной зарплаты.

«Добровольно-принудительным» был не просто взнос на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет был членом ВЛКСМ (отказаться от этого без ущерба для карьеры было невозможно), устав которого требовал уплаты членских взносов. Они зависели от дохода комсомольца: для безработного он составлял 2 копейки в месяц, а для заработавших более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей — 1,5%.

Читайте также:  4-ФСС за 1 квартал 2022: новые правила сдачи, заполнение и образец

Тем, кому удалось выйти на «следующую ступень» и вступить в КПСС, уже приходилось платить 3% за сумму, превышающую минимальную заработную плату.

Но это не все. В советское время все рабочие были охвачены профсоюзным движением, которое тоже нуждалось в деньгах. Всем, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что средний рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей давал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 руб;
  • на союз: 1% * 101 = 1,01 рубля;
  • на ЖКХ (допустим, что на 1-комнатную квартиру): 8,67 руб.

Итого 30,75 рубля или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители платят НДС по ставке 20% от стоимости большинства товаров.

Сегодня граждане России платят 13% подоходного налога, но 23 ноября 2020 года был принят закон об увеличении суммы до 15%, для людей с доходом выше 5 000 000 рублей в год. Изменения вступают в силу в 2021 году.

В то же время этот вид налога существует давно и уже претерпел большое количество изменений, а современная фиксированная ставка 13%, не зависящая от уровня дохода, появилась только в 2001 году. В этой публикации я расскажу о том, как изменился налог.

Наследственные и дарственные налоги в СССР

В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) существовали налоги на наследство и дарения, которые взимались с граждан, имеющих право на наследство или получающих дарственные имущество.

Налог на наследство в СССР предусматривал обязательное выплаты государству части наследуемого имущества. Ставка этого налога варьировалась в зависимости от степени родства наследника с умершим, а также от объема наследуемого имущества. Например, наследники первой очереди – супруги, родители и дети – платили преференциальную ставку налога, которая составляла 6% от стоимости наследства. В то же время, братья и сестры умершего платили налог в размере 20%.

Дарственный налог в СССР взимался с лиц, получающих имущество в дар от других граждан. Ставка этого налога также зависела от степени родства между дарителем и получателем дара. Например, дарения между близкими родственниками, такими как супруги, родители и дети, были освобождены от налогообложения. Однако, в случае дарственных сделок между другими родственниками или не родственниками, ставка налога составляла 20% от стоимости полученного имущества.

Наследственные и дарственные налоги в СССР существовали до 1992 года, когда в Российской Федерации были введены новые налоговые кодексы, регулирующие эти виды налогообложения.

Какие налоги платили граждане СССР?

В СССР физические лица платили налоги на свой доход, имущество и потребление. Некоторые из наиболее значимых налогов, которые платили граждане, включали:

  • Налог на доходы физических лиц: величина налога составляла определенный процент от заработной платы или других доходов.
  • Налог на собственность: физические лица платили налог на свою недвижимость, транспортные средства и другую собственность.
  • Налог на продажу алкогольных напитков: физические лица, которые производили или продавали алкоголь, платили специальный налог.
  • Налог на наследство: физические лица платили налог на наследуемое имущество при получении наследства.
  • Налог на землю: владельцы земельных участков платили налог в зависимости от площади и расположения земли.

Закон СССР от 23.04.1990 №1443-1

Закон СССР от 23 апреля 1990 года №1443-1 был одним из ключевых документов, регулирующих налогообложение физических лиц в Советском Союзе. Этот закон внес значительные изменения в систему налогообложения и права граждан.

С 1930 года в СССР действовала система налогообложения, согласно которой каждый гражданин обязан был платить налоги в зависимости от своего дохода. В те годы налоговая система основывалась на прогрессивном подоходном налоге, что означало, что чем больше доход, тем выше ставки налога.

Закон №1443-1 ввел новые изменения в налогообложение физических лиц. Отныне налоговые ставки стали фиксированными, что привело к тому, что сумма налогового платежа стала зависеть от величины дохода, а не от его пропорции.

Также закон №1443-1 внес изменения в налогообложение имущества граждан, включая землю и дома. В период застройки или перестройки налоговая ставка составляла 3 процента от стоимости строительства. За счет этих новых ставок государство получило дополнительные ресурсы на развитие государства и социальных программ.

В СССР существовала система разделения доходов, которая отличалась от современной капиталистической модели. Главным принципом этой системы было стремление к универсальному и равному распределению доходов среди работников страны.

Основными источниками доходов в СССР были:

  • Заработная плата — основная форма оплаты труда. Размер заработной платы зависел от квалификации и трудового стажа работника, а также от сложности и объема выполняемой им работы.
  • Доходы от предпринимательской деятельности — граждане СССР имели возможность заниматься частной предпринимательской деятельностью, получая прибыль от своих коммерческих предприятий.
  • Доходы от сбережений и инвестиций — население имело возможность размещать свои средства на сберегательных счетах, а также инвестировать в различные виды активов, например, в облигации государственных и коллективных предприятий.

Особенностью системы разделения доходов в СССР было стремление к минимизации различий в достатке между различными слоями населения. В этой связи существовало несколько принципов, направленных на достижение равенства:

  1. Принцип социалистической равенства — государство заботилось о том, чтобы доходы населения были достаточны для благоприятного социально-экономического развития.
  2. Принцип прогрессивной шкалы налогообложения — люди с более высокими доходами платили налоги по более высоким ставкам, что создавало дополнительную финансовую основу для государственной поддержки тех, кто нуждался в этом больше.
  3. Принцип обеспечения базовых потребностей — государство старалось обеспечить каждого гражданина страны достойными условиями жизни, обеспечивая социальную защиту, бесплатное образование и медицинское обслуживание.
Читайте также:  Допустимая норма алкоголя за рулем в промилле 2024 году

Таким образом, система разделения доходов в СССР направлялась на достижение социальной справедливости и равенства, поощряла трудолюбие и отдавала приоритет обеспечению базовых потребностей каждого гражданина.

Имущественный налог в СССР был одним из основных налогов, взимаемых с граждан и предприятий. Он представлял собой налог на имущество, включая землю, недвижимость и движимое имущество.

Размер имущественного налога зависел от стоимости имущества, а также от категории граждан и предприятий. Налоговая ставка была установлена в процентах от стоимости имущества и могла составлять разные значения для разных категорий налогоплательщиков.

Имущественный налог в СССР имел свои особенности и нюансы:

  • На каждый тип имущества была установлена своя ставка налога. Например, на землю ставка налога могла быть одна, на недвижимость — другая.
  • Имущественный налог был обязательным для уплаты для всех граждан и предприятий, которые владели имуществом. Неуплата налога могла привести к штрафам и наказаниям.
  • Налоговые ставки регулярно пересматривались и могли меняться в зависимости от экономической ситуации в стране и политических решений властей.

Имущественный налог был важным источником доходов государства и использовался для финансирования различных программ и проектов. Однако, его введение и взимание также вызывало определенные протесты и недовольство среди населения и бизнеса.

Налог на экстравагантные товары

В СССР существовал налог на экстравагантные товары, который взимался с граждан при покупке и использовании роскошных и редких товаров. Целью этого налога было регулирование потребления и ограничение доступа к предметам роскоши.

Данный налог вводился на широкий спектр товаров, считавшихся экстравагантными и недоступными для простых граждан. Среди таких товаров были:

  • Импортные товары, особенно товары из капиталистических стран;
  • Автомобили;
  • Ювелирные изделия;
  • Меховые изделия;
  • Дорогая мебель и предметы интерьера;
  • Редкие алкогольные напитки;
  • Другие предметы роскоши.

Размер налога на экстравагантные товары зависел от стоимости товара и мог достигать значительной суммы. Налоговая ставка устанавливалась государством и регулярно изменялась в зависимости от экономической ситуации в стране.

Процедура уплаты налога на экстравагантные товары требовала предоставления соответствующих документов, подтверждающих стоимость и происхождение товара. Владельцам роскошных товаров необходимо было отчитываться перед налоговой службой и декларировать свои покупки.

Налог на экстравагантные товары играл важную роль в экономике СССР. Он помогал бороться с неравенством в обществе, так как предметы роскоши были недоступны для большинства граждан. Кроме того, налог способствовал контролю потребления и поддержанию государственного бюджета.

Примеры налоговых ставок на экстравагантные товары:
Товар Налоговая ставка
Импортные товары 50% от стоимости товара
Автомобили 30% от стоимости автомобиля
Ювелирные изделия 20% от стоимости ювелирных изделий
Меховые изделия 15% от стоимости меховых изделий

Единовременный чрезвычайный налог

Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.

Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.

Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.

Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *