Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После того как заявление составлено, следует проверить его заполнение и корректность отраженных в нем данных. В первую очередь следует сопоставить суммы налога, отраженные в заявлении и декларации по косвенным налогам – они должны быть идентичны. Также необходимо проверить налоговую базу и правильность расчета налога. Ну и конечно не стоит забывать об уплате налога в бюджет, ведь это именно та информация, которую налоговики проверят в первую очередь.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Как распределяются экземпляры заявления?

От импортера потребуется (п. 1 Правил заполнения заявления — приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией между налоговыми органами стран — участниц ЕАЭС от 11.12.2009):

  • 4 бумажных экземпляра заявления + заявление в электронном виде; или
  • подписанное ЭЦП электронное заявление.

Для чего применяется ЭЦП, полученная в Федеральном казначействе, узнайте из публикации.

Распределение бумажных вариантов заявления:

  • 1 — забирают налоговики;
  • 1 — импортер оставляет у себя;
  • 2 — импортер отправляет своему контрагенту (для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС).

О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:

  • «Как проходит сдача отчетности СЗВ-М на бумажном носителе?»;
  • «Электронная отчетность через интернет — что лучше?».

Кто должен уплачивать косвенные налоги при импорте товаров из стран ЕАЭС

Все импортеры товаров из стран ЕАЭС, вне зависимости от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения, обязаны уплачивать в бюджет своего государства косвенные налоги.

Косвенные налоги включают в себя акцизный сбор или налог, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Тот факт, что российская фирма в общем случае освобождена от уплаты НДС — например, если работает на упрощенке, — в данном случае не играет роли. При импорте товаров из ЕАЭС налог уплачивается всеми хозяйствующими субъектами, если законом не установлено иное.

Алгоритм взимания косвенных налогов регламентирован одноименным Протоколом, который является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для исчисления и уплаты импортного НДС по товарам, ввезенным из ЕАЭС, налогоплательщики обязаны отчитаться в ФНС по месту учета, подав следующий пакет документов:

  1. Декларацию о косвенных налогах.
  2. Оригинал заявления об уплате косвенных налогов.
  3. Банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты импортного НДС.
  4. Договоры (контракты) поставки ценностей.
  5. Всю сопроводительную документацию на товар: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. д.

В соответствии с п. 4 Порядка заполнения заявления данные в разд. 3 проставляются (в том числе) в следующих случаях:

  1. Если обороты (операции) по реализации товаров продавцом не являются объектом обложения косвенными налогами по законодательству государства — члена ЕАЭС, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства продавца.

Строки разд. 3 в этом случае заполняются так:

Строки

Информация

08

Указывается продавец — налогоплательщик государства-члена, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0% (освобождение по акцизам)

12

Указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между продавцом и покупателем, отраженным в строках 08 и 09

Когда в поставке товара участвуют несколько лиц

Российская организация имеет намерения заключить два договора с юридическими лицами, зарегистрированными в Эстонии (договор N 1) и Киргизии (договор N 2), у которых отсутствует филиал или представительство на территории РФ и в Белоруссии. В обоих случаях российская организация является грузоотправителем, а получателем груза — юрлицо, зарегистрированное в Белоруссии.

Читайте также:  Методы уничтожения и восстановления бумажных документов

Белорусская организация имеет договорные отношения с эстонской и киргизской организациями. Доставленный российской организацией товар она принимает на основе договоров поставки с указанными (эстонской и киргизской) организациями.

Право собственности на товар переходит в момент доставки на склад белорусской организации сперва от российского поставщика к эстонской (договор N 1) и киргизской (договор N 2) организациям, а затем по цепочке от эстонской и киргизской организаций к белорусской организации по договорам между указанными участниками сделки.

Таким образом, в цепочке поставки имеется эстонский (киргизский) контрагент, выступающий покупателем товара для российской организации и продавцом для белорусской организации.

Товар (в обозначенном случае) не покидает таможенную территорию ТС и не будет помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Российская организация поинтересовалась: кто обязан подать заявление о ввозе товаров в налоговый орган и уплатить НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь по договорам N 1 и 2?

ФНС России, ссылаясь на п. 13, 13.1 — 13.5, 19 и 20 Протокола о взимании косвенных налогов, разъяснила ситуацию в Письме от 23.01.2018 N СД-4-3/1068@.

Протокол обработки заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде

Сервис позволяет получить информацию о поступлении электронной копии Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) из налоговых органов страны импортёра (заявителя) в налоговые органы страны-экспортёра Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Информация предоставляется как по Заявлениям российских импортёров (их получение налоговыми органами других государств-членов ЕАЭС), так и по Заявлениям импортёров из этих государств, полученных налоговыми органами Российской Федерации.

Для получения информации необходимо заполнить поисковые реквизиты Заявления.

Реквизит «Дата отметки о регистрации заявления в налоговом органе» заполняется в формате ДД.ММ.ГГГГ или выбирается из календаря.

Заявления, полученные в налоговых органах страны-экспортёра, в ответе на запрос имеют статус «Принято в стране Продавца успешно».

Структура «Номера отметки о регистрации заявления в налоговом органе» РФ с 2012 года: 16-значный цифровой код вида ННННДДММГГГГХХХХ, где НННН – код налогового органа, ДДММГГГГ – дата регистрации заявления (день, месяц, год), ХХХХ – порядковый номер.

Какие документы подавать в ИМНС при ввозе товара из ЕАЭС

Импортер, который ввез товары из государств — членов ЕАЭС, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ввезенных товаров к учету, должен уплатить исчисленный НДС .

В этот же срок в ИМНС по месту постановки на учет подают часть II декларации по НДС, в которой отражены налоговая база и сумма «ввозного» НДС. Данная декларация подается ежемесячно, при наличии факта ввоза товаров из ЕАЭС .

К части II декларации по НДС нужно приложить следующие документы :

— заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Заявление о ввозе подтверждает факт уплаты налога (освобождения либо иного способа исполнения обязательства по уплате). Его можно подать в электронном виде через личный кабинет.

На бумаге заявление сдается в ИМНС в четырех экземплярах с приложением варианта заявления на съемном электронном носителе (диске, флешке).

Налоговый орган рассматривает заявление до 10 рабочих дней ;

— документы, подтверждающие приобретение и ввоз товаров (договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, счета-фактуры, товарные, товарно-транспортные накладные и т.п.) (заверенные копии).

Документы могут быть поданы в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде (в виде отсканированных образов) в форме tif или pdf файлов .

Если российским продавцом счет-фактура не выписывается (например, в связи с применением упрощенной системы налогообложения), то в налоговый орган подают иной документ, выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров.

Так, может использоваться универсальный передаточный документ (далее — УПД) — документ, содержащий все предусмотренные российским законодательством обязательные реквизиты счетов-фактур и первичных учетных документов. Оформление УПД не требует выставления при отгрузке товаров отдельного счета-фактуры и отдельного товаросопроводительного документа .

Если российский продавец не использует УПД и не является плательщиком НДС в связи с применением особых режимов налогообложения, он обязан оформить товаросопроводительный документ ;

— выписка банка (заверенная копия), подтверждающая уплату налога по ввезенным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате НДС.

На практике чаще представляется платежная инструкция (платежное поручение) на уплату налога. Она может быть подана как на бумажном носителе, так и в электронном виде (в виде отсканированных образов) в форме tif или pdf файлов .

  • Если обязательство по уплате «ввозного» НДС исполняется путем зачета, то вместо выписки банка подаются принятые налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин) либо сумм разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой исчисленного НДС .
  • Если ввозимый товар освобожден от НДС, то выписка банка не представляется;
  • — информационное сообщение.
  • Его подают в случаях, когда в сделке участвуют три и более лица .
  • Информационное сообщение должно содержать данные о налогоплательщике третьего государства — члена ЕАЭС, с территории которого вывозятся товары, и сведения договора (контракта), заключенного с налогоплательщиком этого третьего государства — члена ЕАЭС, о приобретении импортированных товаров .
Читайте также:  Что делать при отключении электроэнергии в СНТ

Если сообщение составлено на иностранном языке, его надо перевести на русский язык. Специальной формы информационного сообщения не предусмотрено. Поэтому такое сообщение может быть составлено в свободной форме и заверено подписью и печатью организации, реализующей товары, импортированные с территории третьего государства — члена ЕАЭС.

Что касается ЭСЧФ. По ввозимым из ЕАЭС товарам импортер создает и направляет ЭСЧФ на Портал.

ЭСЧФ направляют после уплаты НДС и подачи заявления о ввозе товаров, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операции, указанный в ЭСЧФ.

Формат оформления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Одним из обязательных условий осуществления деятельности, связанной с импортом товаров из стран ЕАЭС, является оформление заявления о ввозе товаров, а также уплате НДС. Правильность заполнения данного документа имеет огромную значимость и для импортеров, и для импортеров, так как это непосредственным образом влияет на размер их налоговых обязательств.

Налоговые органы государств, входящих в ЕАЭС, осуществляют обмен информацией относительно сумм непрямых налогов, которые были перечислены в госбюджеты. Нюансы этого обмена регулируются специальным Протоколом об информационном обмене, которым и устанавливается форма вышеобозначенного заявления.

Оформлением заявления занимается товароимпортер с целью подтверждения самого факта импорта и вычета у него НДС за ввоз. Экспортеру же это дает возможность применять нулевую ставку НДС.

Как ранее уже упоминалось, в нормах Протокола прописан порядок подачи заявления. Документ подают в электронном или бумажном виде. Разрешено подавать электронной и бумажной форме одновременно.

Если подача происходит в электронном виде, то для этого должен быть использован оператор электронного документооборота телекоммуникационных каналов связи. Обязательное условие – проставление усиленной электронной подписи лица, заполняющего и подающего Заявления в налоговый орган.

ФНС проверяет документ и информирует отправителя о принятии Заявления и простановки необходимой отметки. Аналогично произойдёт, если вынесен отказ в простановки отметки.

Экспортеру посылаю копию заявления и сообщение налогового органа о наличии отметки. Это позволит зафиксировать факт внесения косвенных налогов за переданный товар.

Продавец должен сказать заполненное заявление. Потом по электронной почте отправить экспортеру это заявление и полученное с налоговой службы сообщение об отметке. Электронный вариант исключает необходимость распечатки бумаг и отправки их стандартной почтой.

Как ранее уже упоминалось, в нормах Протокола прописан порядок подачи заявления. Документ подают в электронном или бумажном виде. Разрешено подавать электронной и бумажной форме одновременно.

Если подача происходит в электронном виде, то для этого должен быть использован оператор электронного документооборота телекоммуникационных каналов связи. Обязательное условие – проставление усиленной электронной подписи лица, заполняющего и подающего Заявления в налоговый орган.

ФНС проверяет документ и информирует отправителя о принятии Заявления и простановки необходимой отметки. Аналогично произойдёт, если вынесен отказ в простановки отметки.

Экспортеру посылаю копию заявления и сообщение налогового органа о наличии отметки. Это позволит зафиксировать факт внесения косвенных налогов за переданный товар.

Продавец должен сказать заполненное заявление. Потом по электронной почте отправить экспортеру это заявление и полученное с налоговой службы сообщение об отметке. Электронный вариант исключает необходимость распечатки бумаг и отправки их стандартной почтой.

НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Читайте также:  Размер госпошлины при подаче иска в суд о восстановлении срока вступления в наследство

В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:

  • в раздел 1 сведения заносит покупатель или посредник (если по законодательству государства, на территорию которого ввозится товар, эти лица уплачивают косвенные налоги);
  • раздел 2 предназначен для проставления отметки о регистрации заявления в налоговом органе;
  • раздел 3 заполняется не всегда и не всеми — только в определенных случаях, перечисленных в п. 4 Правил заполнения заявления по косвенным налогам (приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией от 11.12.2009);
  • приложение оформляется в том случае, если число участников поставки более трех.

Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:

  • «Заявление о переходе на УСН в 2018-2019 годах (образец)»;
  • «Составляем заявление на возврат НДФЛ (образец, бланк)».

Постановка на налоговый учет

По общему правилу для уплаты НДС плательщик, который оказывает электронные услуги в другой стране ЕАЭС, должен встать в ней на налоговый учет. Условие: если такое требование есть в данной стране. Если же требования нет, НДС платит потребитель электронных услуг.

Есть исключение из правила: это оказание электронных услуг через посредников. При наличии ряда условий перечислять налог должны последние.

Налогоплательщики, которые встали на учет, обязаны формировать и подавать декларацию по НДС.

Если налогоплательщик (организация или ИП) одного государства ЕАЭС состоит на учете в налоговом органе другого только в связи с открытием банковского счета и/или наличием недвижимости и/или транспортных средств и/или представительства, которое не выполняет работы и не оказывает услуги, место реализации которых территория этого другого государства, обязанности сдавать декларации и платить НДС в бюджет этого другого государства-члена нет.

Импорт из Белоруссии в Россию: что сдается в налоговую

По импортным ТМЦ заполняется особая декларация по косвенным налогам. Помимо этого, налоговикам следует направить ряд бумаг, подтверждающих факт импорта и уплаты НДС в бюджет.

Декларация заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, составлять ее нет необходимости.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2014 № 16–15/021948).

В случае ввоза безакцизных товаров заполнению в декларации будет подлежать только раздел 1 (помимо обязательного титульного листа). При этом сумма импортного налога, подлежащая уплате в бюджет, отразится в строке 030 раздела 1.

Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?

Чтобы избежать ошибок, связанных с оформлением и представлением заявления:

  • перед его отправкой контролерам проверьте отсутствие расхождений в сведениях, указанных в заявлении и декларации по косвенным налогам (в том числе в сумме подлежащего уплате НДС);
  • сверьте данные бумажного варианта заявления и его электронной формы — они должны быть полностью идентичны;
  • уплатите в полном объеме и своевременно сумму НДС, иначе факт уплаты не будет подтвержден налоговиками;
  • проконтролируйте правильность расчета налоговой базы, использованной для исчисления косвенных налогов, чтобы избежать недоплаты.

Ошибки в заявлении могут повлечь отказ от контролеров регистрации заявления и, как следствие, негативные налоговые последствия для продавца и покупателя (невозможность принятия к вычету импортного НДС и подтверждения нулевой ставки налога).

На нашем сайте вы найдете полезную информацию о видах ошибок и методах их исправления:

  • «Как и какие ошибки можно исправить в отчете СЗВ-М?»;
  • «Система клиент-банк — ошибка при синхронизации».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *