Зачет и возврат переплаты на ЕНС с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачет и возврат переплаты на ЕНС с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Да, но только те, которые человек успел накопить до момента подачи заявления в арбитражный суд или в МФЦ. Списание долгов по налогам физических лиц, которые успели образоваться у человека во время прохождения банкротства, не допустимо.

Списываются ли налоги при банкротстве физических лиц?

Как списать долги? Списание долгов по налогам при прохождении банкротства проходит по той же последовательности, что и списание прочих задолженностей – перед банками МФО, физ лицами.

Списание налоговой задолженности физических лиц произойдет в результате признании гражданина финансово несостоятельным. Надо отметить, что списание налогов в результате банкротства происходит полное, то есть до погашения долгов в лице ФНС и бюджета средств, вырученных от продажи имущества должника, уже не остается.

Списание налогов при банкротстве — это лишь часть процедуры списания долгов. Если вы — не предприниматель, то вряд ли у вас накопились такие долги именно по налогам, что необходимо обратиться за банкротством. Если вы — обычное физ лицо, то, скорее всего, налоговую недоимку судебный пристав просто спишет с вашей с банковской карты после того, как ИФНС получит судебное решение о признании вас должником.

Помните, что судебная задолженность со счета должника может быть погашена даже с кредитной карты приставами. Пристав не будет разбираться, какой у вас счет в банке — дебетовый или кредитный, он просто проведет автоматическое списание, так как банк обязан предоставить в ФССП всю информацию обо всех счетах и картах открытых по вашему ФИО и ИНН.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Реструктуризация банковского кредита

Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

  1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
  2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
  3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
  4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
  5. Дебитор собирает документы.
  6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
  7. Составляется и подписывается соглашение.

В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

Виды реструктуризации задолженности по кредиту

Здесь мы расскажем, что обычно подразумевается под словом «реструктуризация». В это понятие входят:

  • пролонгация кредитного договора. Например, по действующему кредиту вы платите по 10 тыс. рублей; срок — до середины 2022 года. После пролонгации вы будете, скажем, платить по 6 тыс. рублей, но срок продлевается до конца 2023 года. По сути, это и есть истинная реструктуризация;
  • снижение процентной ставки. Банк снижает ставку, и остаток кредита можно будет выплачивать уже по новой ставке. Например, если сейчас вы платите по 15% годовых, то по новому договору будете платить по 12% годовых. Такая услуга больше относится к программам рефинансирования, но может комбинироваться с изменением срока платежей;
  • списание пеней по основному долгу. Банк предлагает списать начисленные ранее пени и иные санкции и тем самым реструктуризировать задолженность. Такие предложения обсуждаются в индивидуальном порядке, когда у человека были серьезные причины не платить — болезнь, ошибочная блокировка его счетов, стихийное бедствие и т.п. На сайте банка вы таких предложений не встретите — нужно обращаться к менеджерам с документами;
  • отсрочка по платежам. Банк утверждает период, в течение которого можно либо совсем не платить, либо вносить только начисленные проценты. Как правило, это 2-3 месяца; в крайнем случае — полгода. И да, банки редко утверждают каникулы с полным отсутствием платежей, должнику придется что-то оплачивать в течение льготного периода. Эта услуга нередко подается отдельно, часто бывает платной и называется «кредитные каникулы».

Как перейти на единый налоговый платеж

С 2023 года все юридические лица и ИП перейдут на режим уплаты налогов через ЕНП. Пока действует экспериментальный режим, бизнесменам, которые решили принять в нем участие, нужно было отправить в ФНС заявление в срок с 1 апреля по 4 мая 2022 года. То есть, сейчас перейти на ЕНП пока нельзя – нужно ждать начала 2023 года.

Что касается нового порядка, то возникает вопрос – какую сумму перечислять и как налоговики узнают, что платеж охватывает все налоги, ведь у них на руках не будет деклараций, при помощи которых можно сверить уплаченную сумму с фактически начисленной. Для этого предусмотрено уведомление по специальной форме, которое и покажет ФНС, куда распределять налоги.

Читайте также:  Оформление визы в Чехию в 2024 году

Соответственно, с 1 января 2023 года отдельно переходить на единый налоговый платеж для юридических лиц и ИП не придется – как только плательщик подаст первое уведомление по новой форме, он автоматически переходит на новый способ уплаты налогов.

Правила бухгалтерского учета

Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.

Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.

Отсрочки по таможенным платежам

Рассрочки (отсрочки) по налогам, подлежащим уплате из-за перемещения ряда товаров через таможенную границу Таможенного союза, предоставляются при наличии весомых оснований, прописанных в:

  • законодательстве Таможенного союза,
  • российском законодательстве о таможенном деле.

Основные положения 83 ст. Таможенного Кодекса гласят, что условия, основания, порядок изменения сроков выплаты таможенных пошлин определяются одноименным Соглашением. В соответствии в 4 ст. этого Соглашения, решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин может приниматься исключительно по письменному заявлению плательщика:

  • в Республиках Беларусь и Казахстан – таможенным органом, куда подается соответствующая таможенная декларация;
  • в России – Федеральной таможенной службой или назначенным ей таможенным органом.

Учтите, что в заявлении о предоставлении рассрочки (отсрочки) выплаты пошлин необходимо указать:

  • сведения о плательщике;
  • полные наименования товаров;
  • реквизиты международного или внешнеторгового договора;
  • весомые основания для предоставления рассрочки (отсрочки);
  • сумму таможенных пошлин, по которым запрашивается рассрочка или отсрочка;
  • необходимый срок рассрочки или отсрочки;
  • график с суммами поэтапной выплаты таможенных пошлин по рассрочке;
  • информацию об отсутствии фактов, указанных в 8 статье настоящего Соглашения, наличие которых делает рассрочку или отсрочку невозможной.

По 134 ст. закона 311-ФЗ рассрочка или отсрочка может быть предоставлена при наличии любого из следующих оснований:

  • причинения компании ущерба из-за стихийных бедствий, технологических катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
  • задержек финансирования из федерального бюджета, отсутствия оплаты выполненного компанией госзаказа;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются скоропортящимися;
  • осуществления компанией поставок по международному договору России;
  • если товары, которые ввозятся на территорию РФ, включены в Перечень, утвержденный 101 Постановлением Правительства РФ.

Обратите внимание, что проценты на непогашенную сумму рассрочки начисляются в тех случаях, когда она предоставлялась по причине возможного банкротства компании, либо сезонного характера ее деятельности (4 п. 64 ст. НК РФ).

Преимущества и недостатки

Списание долгов по кредитам физических лиц, несет для последних, как плюсы, так и минусы. Если преимущества охарактеризованы сразу – это полное избавление от долгов, иногда на бесплатной основе (через МФЦ) или за внесение госпошлины. Однако в этой процедуре имеются и недостатки. А именно:

  • Нужно много времени на сбор и оформление документов;
  • Сама процедура может растянуться до трех лет;
  • Немалые траты при сотрудничестве с арбитражным судом;
  • Продажа имущества по низкой цене (при проведении процедуры через суд);
  • Должнику остается минимум имущества (одна жилплощадь, машина при условии необходимости для рабочей деятельности, самые необходимые бытовые приборы и вещи гардероба);
  • Ответственность за преднамеренное банкротство;
  • Запрет занимать руководящие должности (до пяти лет);
  • Аннулирование сделок продажи и дарения, которым менее трех лет;
  • Минимальный бюджет на время проведения банкротства;
  • Нельзя взять кредиты в первые годы после аннулирования долговых обязательств.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

Минфин реструктурирует задолженность регионов по бюджетным кредитам

При изменении сроков погашения задолженности заемщика и/или пролонгации кредита отражение процентов в доходах кредитных организаций, выдавших кредит, и расходов организаций, получивших кредит, осуществляется в общеустановленном порядке исходя из суммы задолженности по кредиту, установленной кредитным договором процентной ставки по новому сроку погашения кредита.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 328 НК РФ проценты по договорам кредита учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с гл. 25 НК РФ.

На основании п. 6 ст. 271 НК РФ (для доходов в виде процентов) и п. 8 ст. 272 НК РФ (для расходов в виде процентов) по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли доход признается полученным/расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих доходов/расходов на конец соответствующего месяца отчетного периода.

Судебная практика

Обратите внимание: в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 г. № 11200/09 суд указал, что, учитывая период погашения процентов, приходящийся на следующие за отчетным налоговые периоды, расходы по процентам должны относиться к тем периодам, в которых у налогоплательщика возникает обязательство по их уплате. Следовательно, указанные расходы в виде начисленных процентов по займу не могут уменьшать налогооблагаемую базу в налоговых периодах, в которых не осуществляется их выплата.

Указанное решение Президиума ВАС РФ вызвало множество вопросов со стороны налогоплательщиков, поскольку данным постановлением менялась трактовка прочтения норм налогового законодательства касательно порядка учета расходов в виде процентов при применении налогоплательщиками метода начисления.

Что касается позиции финансового ведомства, то она является прямо противоположной позиции, изложенной в указанном выше постановлении Президиума ВАС РФ.

По мнению ФНС РФ, нет оснований для изменения сформированного ранее подхода к порядку признания процентов в связи с указанным постановлением Президиума ВАС РФ, поскольку это приведет к нарушению иных требований законодательства в отношении учета для целей налогообложения процентов по долговым обязательствам (см. письмо ФНС РФ от 17.03.2010 г. № 3-2-06/22).

Минфин РФ полагает, что проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия соответствующего договора (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами (см. письма Минфина от 01.04.2010 г. № 03-03-06/4/36, от 01.04.2010 г. № 03-03-06/2/63, от 01.04.2010 г. № 03-03-06/2/62 и другие письма Минфина РФ, опубликованные после вынесения указанного постановления Президиума ВАС РФ).

Читайте также:  Пособие на третьего ребёнка в 2024 году

Судебная практика

Что касается иной арбитражной практики по данному вопросу, то в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2008 г. по делу № А42-7376/2007 суд указал, что дата признания процентов по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, определяется в соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ независимо от срока выплаты процентов, определенного условиями договоров, и от фактической выплаты начисленных процентов кредитору.

Таким образом, по мнению автора, у налогоплательщиков нет оснований для изменения ранее сформированного подхода по учету расходов в виде процентов, в соответствии с которым расходы в виде процентов должны начисляться равномерно в течение всего срока действия долгового обязательства (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) и признаваться для целей налогового учета на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами.

При этом начисленные и учтенные до момента реструктуризации в налоговой базе по налогу на прибыль проценты по кредиту корректировке не подлежат.

При изменении порядка погашения суммы основного долга и процентов начиная с момента подписания дополнительного соглашения к кредитному договору (например, изменение порядка уплаты ежемесячного платежа уменьшающимися суммами (схема «проценты на остаток») на погашение основного долга и процентов равными платежами (аннуитет)) также не ведет к появлению дополнительных налоговых последствий в связи с применением указанного метода реструктуризации кредита.

Можно ли провести реструктуризацию долгов по налогам 2018 года

Для большинства предприятий выплата налогов является приоритетной задачей. Но созданные государством экономические условия, не способствуют выполнению компаниями своих непосредственных обязанностей в полном объёме. Поскольку суммы начислений оказываются неподъёмными для отдельных несостоятельных учреждений, а неуплата грозит санкциями в отношении них, то реструктуризация налоговой задолженности 2018 года является выходом из сложившегося положения.

Статистические данные показывают, что на текущий момент около 30% плательщиков имеют долги по сборам. Накопление их в дальнейшем только усугубит ситуацию, поэтому предоставлять реструктуризацию также в интересах госбюджета. Это действие является хоть и минимальной, но гарантией налоговикам в получении обязательных платежей от контрагентов.

Особенности реструктуризации задолженности по налогам

Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.

В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:

  1. Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
  2. В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
  3. Реструктуризировать можно налог любого вида.

Налоговый кредит и его особенности

Этот вид налоговых уступок не рассматривается, как разделение выплат или перенос момента их осуществления. Это действие направлено на изменение периода возмещения за счет сборов. Фирма наделяется правом в регламентированный срок в определённых размерах снижать накопленные пошлинные издержки с перспективным возмещением объёма кредитования и санкций, поэтапно. Понижение допустимо до момента достижения невозмещенной части до размера, одобренного для конкретного контрагента.

К особенностям можно отнести:

  • период действия – год, по некоторым сборам возможно и продление с максимальным показателем – пять лет;
  • соискатели, внесённые в реестр ЗТР, могут рассчитывать на увеличение срока до пределов десятилетнего периода;
  • если у предприятия несколько предложений на обеспечение НК, то сумма подсчитывается по каждому из них индивидуально, предел уменьшения не более половины объёма и наличие нескольких соглашений не влияют на регламент.

Кредит предоставляется после подтверждения компанией детального наличия аргументов документальным порядком. Отношения между ФНС и плательщиком регламентируются контрактом, составленным после подачи соответствующего заявления соискателем.

Согласно ст.67 НК поводом для предоставления кредита служит осуществление такой трудовой деятельности:

  1. Научного исследования и техпереоснащения производства для нормализации трудовых мест для недееспособных лиц.
  2. Для предупреждения деяний, направленных на загрязнение экологии.
  3. Различная инновационная деятельность.
  4. Выполнение значимого заказа для соцэконом развития госзначения и оборонной промышленности.

Задолженность перед федеральным бюджетом

Порядком определены процедуры реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Отметим, что речь идет о реструктуризации задолженности, возникшей по состоянию на 2000 — 2002 гг. При этом законодателем не принят нормативный документ, который предусматривал бы погашение задолженности, возникшей в более поздние сроки.

В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.

Рассмотрим позицию Минфина по поводу погашения суммы процентов, пеней и штрафов по реструктуризированной налоговой задолженности.

В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:

  • полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  • общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
  • график погашения задолженности ;
  • указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.

Задолженность перед федеральным бюджетом

Порядком определены процедуры реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Отметим, что речь идет о реструктуризации задолженности, возникшей по состоянию на 2000 — 2002 гг. При этом законодателем не принят нормативный документ, который предусматривал бы погашение задолженности, возникшей в более поздние сроки.

В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.

Рассмотрим позицию Минфина по поводу погашения суммы процентов, пеней и штрафов по реструктуризированной налоговой задолженности.

В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:

  • полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  • общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
  • график погашения задолженности ;
  • указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.
Читайте также:  Как обжаловать штраф от ГИБДД в Самаре в 2023: инструкция, адреса, нюансы

Согласно утвержденному графику задолженность погашается равными долями один раз в квартал (п. 6 Порядка).

Отметим, что согласно п. 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1002).

Право на получение рассрочки уплаты оставшейся части задолженности или на ее списание. Вопрос читателя заключается в следующем. Организация, выполняя принятое решение о погашении задолженности по графику реструктуризации налоговых платежей, штрафов и пени, полностью исполнила свои обязательства по основному долгу перед федеральным бюджетом. Вместе с тем у нее осталась непогашенной задолженность по пеням и штрафам. Вправе ли организация рассчитывать на списание оставшейся задолженности либо на отсрочку ее уплаты?

В Письме от 20.03.2009 N 03-02-07/1-141 Минфин сообщает следующее. Пунктом 2 ст. 64 НК РФ определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Нормы Постановления Правительства РФ N 1002 не предусматривают возможности списания реструктуризированной задолженности по основному долгу. Заметим, что законодатель предусмотрел возможность списания пеней и штрафов. В соответствии с п. 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктуризируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

Обратите внимание! Списание реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам без выполнения организацией условия досрочного погашения задолженности по основному долгу не предусмотрено (Письмо Минфина России от 17.03.2009 N 03-01-10/1-16).

Таким образом, если условия, предусмотренные п. 5 Порядка, выполнялись, организация вправе претендовать на списание долга по пеням и штрафам.

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, реструктурированных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек. Для ответа на вопрос, вправе ли налоговые органы принимать решение о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов при наличии у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, реструктурированной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек, обратимся к Письму Минфина России от 16.12.2008 N 03-02-07/2-218. В нем чиновники, сославшись на определения ВАС РФ, разъяснили следующее. Суммы излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов подлежат зачету (возврату) в общеустановленном порядке после прекращения реструктуризации. По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налогов, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04). С сумм реструктурированной задолженности уплачиваются проценты. Порядок и сроки погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам регулируются специальными нормами, устанавливающими исчерпывающий перечень случаев, когда денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение такой задолженности. При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Следовательно, налоговый орган на основании п. 6 ст. 78 НК РФ не может самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктурированной задолженности.

Кроме того, ВАС РФ в Определении от 30.04.2008 N 5104/08 указал на то, что отсутствие решения о прекращении реструктуризации задолженности является препятствием в принятии мер по зачету излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

Учитывая мнение ВАС РФ, Минфин пришел к выводу о том, что при наличии у организации реструктурированной задолженности по налоговым платежам, если срок реструктуризации не истек, налоговые органы не вправе самостоятельно, то есть без заявления и согласия налогоплательщика, принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения данной задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке по его письменному заявлению.

Признание безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. Основания прекращения обязанностей по уплате налога или сбора изложены в п. 3 ст. 44 НК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ данная норма применяется в отношении списания безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Отметим, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, в случае:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Иных оснований для признания безнадежной ко взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-01-03/6-116).

Реструктуризация задолженности по налогам

Маркелова. С.В. Финансово-экономическое состояние и налоговая нагрузка сельскохозяйственных организаций / С.В. Маркелова, Г.Н. Карпова // Международная научно-практическая конференция «Интеграция и дезинтеграция в агропромышленном секторе экономики: традиционный и инновационный подходы». — Москва, 2009. – С. 786-794.

5. Маркелова, С.В. Основные способы адаптации хозяйствующих субъектов к требованиям налоговой системы / С.В. Маркелова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. — С. 61-66.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *