ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).

Ответственность за нарушения законодательства о выборах

При нарушении законодательства о выборах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Согласно ст.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Нарушившие законодательство о выборах лица за совершение административных правонарушений несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта правонарушения и совершенного правонарушения.

Статьи 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15 КоАП РФ предусматривают ответственность за нарушения при предвыборной агитации. Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации. Санкции данных статей предусматривают наказание в виде административного штрафа от 500 рублей до 100 000 рублей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Так, статья 141 УК РФ за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусматривает наказание до 5 лет лишения свободы. Кроме того, статьей 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 4 лет.

Помощник Ефремовского межрайонного прокурора Петров А.И.

Она применяется только при наличии доказательств серьезных преступлений. Основные меры наказания приводятся в ст. 141 УК. Здесь перечисляются незаконные действия, которые создают препятствия для реализации избирательного права граждан.

Уголовными преступлениями считаются следующие действия:

  • создание препятствий для голосования или проведения референдума;
  • нарушение тайны голосования;
  • формирование препятствий для членов избирательной комиссии, что приводит к невозможности исполнять должностные обязанности.

Точная мера наказания зависит от решения судьи, причем выбираются следующие виды санкций:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • штраф, который определяется как общий доход преступника за срок до полугода;
  • обязательные работы на 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года.

2 часть ст. 141 УК содержит основные правила, по которым выбирается точная мера наказания для нарушителя.

Более серьезные меры воздействия применяются при наличии отягчающих обстоятельств, к которым относится:

  • совершение преступлений группой граждан с предварительным сговором;
  • применение во время преступления обмана, подкупа, насилия, принуждения или угроз;
  • использование преимуществ служебного положения;
  • совершение ОПГ.

Если будут доказаны данные обстоятельства, то применяется наиболее жесткая мера уголовной ответственности, которая заключается в тюремном сроке до 5 лет. Если человек пользовался своим служебным положением для требований, касающихся регистрации кандидатов или подсчета голосов, то он лишается свободы на срок до 4 лет.

Конституционное наказание

Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.

К основным мерам конституционной ответственности относится:

  • предупреждение;
  • отказ в проведении выборов или референдума;
  • отказ регистрировать кандидата или инициативную группу;
  • взыскание с кандидата или избирательного объединения затрат, которые были понесены избирательной комиссией, если по разным причинам выборы были отложены в связи со снятием кандидатуры или иными причинами;
  • отмена решения, принятого комиссией на основании подсчета голосов;
  • отмена решения, по которому политическая партия или объединение было принято к распределению депутатских мандатов;
  • отмена решения, принятого избирательной комиссией, на основании которого кандидат признается депутатом;
  • лишение депутатского мандата;
  • отмена решения, на основании которого был зарегистрирован кандидат;
  • приостановление или прекращение полномочий членов референдума или избирательной комиссии;
  • исключение конкретного кандидата из перечня;
  • отстранение члена комиссии от должностных обязанностей;
  • отмена регистрации группы, назначенной для проведения референдума;
  • расформирование избирательной комиссии;
  • приостановление выпуска каких-либо сведений о выборах или кандидатах в СМИ.

Важно! Решение о назначении конкретных мер наказания принимается судом.

По субъекту, обладающему правом на составление протокола об административном правонарушении, составы можно разделить на две группы.

Административные правонарушения, дела о которых возбуждаются одним определенным органом (не считая прокурора, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ вправе возбудить любое дело об административном правонарушении):

  • исключительная компетенция членов избирательной комиссии, уполномоченных избирательной комиссией на составление протокола (ст. 5.3, 5.4, 5.8, 5.9, 5.17 — 5.20, 5.50, 5.56 КоАП РФ);
  • исключительная компетенция должностных лиц органов внутренних дел (милиции) (ст. 5.6, 5.14, 5.16, 5.22, 5.38, 5.49 КоАП РФ).

Административные правонарушения, дела о которых возбуждаются несколькими субъектами (не считая прокурора, который в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ вправе возбудить любое дело об административном правонарушении).

Это самые распространенные административные правонарушения, в связи с чем они представляют наибольшую общественную опасность (ст. 5.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, 5.51 КоАП РФ). Такие правонарушения могут быть выявлены как избирательной комиссией, например после поступления в нее сообщения о нарушении закона, так и должностными лицами органов внутренних дел (милицией) (ст. 5.12, 5.47 КоАП РФ) или должностными лицами органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, и органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания (ст. 5.10, 5.11 КоАП РФ).

По ряду статей (5.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.47, 5.51) право на составление протокола об административном правонарушении имеют, помимо уполномоченных членов избирательных комиссий, и другие должностные лица. Однако это обстоятельство не может служить основанием для избирательной комиссии в случае поступления к ней обращения с приведением фактов, содержащих признаки административного правонарушения, направлять такие обращения иным должностным лицам для составления протокола, кроме случаев, когда у комиссии, в отличие от иного органа, уполномоченного на составление протоколов об административных правонарушениях, отсутствуют правовые средства для оперативного, полного и всестороннего установления фактов, свидетельствующих о правонарушении (в том числе в связи с необходимостью проведения административного расследования).

Административное наказание

За мелкие нарушения граждане привлекаются к административной ответственности. Основные виды правонарушений приводятся в главе 5 КоАП. Обычно они связаны с организацией выборов, а также к функционированию избирательных участков.

Во время таких проступков не затрагиваются конституционные права россиян. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с деятельностью избирательной комиссии, финансированием кампании или с результатами выборов.

Читайте также:  Школьная форма: права и обязанности родителей при выборе и покупке

Самыми яркими примерами административных проступков являются:

  • отказ от предоставления или передача с опозданием сведений, в которых указываются суммы и источники денежных поступлений в избирательный фонд (ст. 5.17 КоАП);
  • нарушение условий, которые предъявляются к кандидатам, занимающихся предвыборной агитацией (ст. 5.8 КоАП);
  • использование неправомерной рекламы работы или службы кандидата (ст. 5.9 КоАП);
  • уничтожение или нарушение целостности агитационных материалов, представленных в печатном виде (ст. 5.14 КоАП);
  • использование подкупа в отношении участников референдума или избирателей (ст. 5.16 КоАП);
  • предоставление бюллетеня без соблюдения определенных правил (ст. 5.22 КоАП).

За такие проступки нарушителю приходится уплачивать штраф, размер которого определяется индивидуально. Если нарушение считается незначительным, например, если не были своевременно поданы данные об избирателях, то физлица уплачивают штраф от 1 до 5 тыс. руб.

Если же обнаруживается подкуп, то к гражданам применяются более серьезные меры наказания, представленные денежной санкцией в размере до 25 тыс. руб.

Административная ответственность в сфере избирательных правоотношений

Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права.

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрена главой 5 (статьи 5.1-5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

  • нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
  • нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
  • нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;
  • нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;
  • нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума.

К первой группе относятся следующие административные правонарушения:

  • нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдум (статья 5.1 КоАП РФ);
  • неисполнение решения избирательной комиссии (комиссии референдума), принятого в пределах ее компетенции, а равно в непредставлении государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ (статья 5.3 КоАП РФ);
  • нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность (статья 5.4 КоАП РФ).

Субъектами указанных нарушений являются члены соответствующих избирательных комиссий либо должностные лица и иные субъекты, на которых законом возлагается обязанность исполнять решения избирательных комиссий и предоставлять им необходимые сведения (статья 5.3). Объективная сторона может выражаться как в противоправных действиях указанных субъектов, так и в бездействии, а субъективная сторона характеризуется как в умысле, так и неосторожности.

В группу нарушений индивидуальных прав субъектов избирательного права включаются:

К административным правонарушениям в сфере финансирования избирательных кампаний и референдума можно отнести:

— непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (часть 1 статьи 5.17 КоАП РФ);

— непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (часть 2 статьи 5.17 КоАП РФ);

— использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели (статья 5.18 КоАП РФ);

— использование в ходе проведения избирательной кампании, подготовки и проведения референдума кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума материальной поддержки, оказанной гражданами, юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, за исключением использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, без оплаты из средств избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, а также использование анонимной материальной поддержки, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.19 КоАП РФ);

Оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанных с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, либо выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.20 КоАП РФ);

Читайте также:  Детские пособия увеличатся в Приангарье в 2022 году

— неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (статья 5.21 КоАП РФ);

В сфере отношений, связанных с предвыборной агитацией и реализацией права граждан на информацию о выборах и референдуме, предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:

— нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть «Интернет» (часть 1 статьи 5.5 КоАП РФ);

— непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах (часть 2 статьи 5.5 КоАП РФ);

— нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);

— нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах (статья 5.9 КоаП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);

— изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копни) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении (часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ);

— размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ);

— непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (статья 5.13 КоАП РФ);

— умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (статья 5.14 КоАП РФ);

— нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом (часть 1 статьи 5.6 КоАП РФ);

— выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, указанным выше, заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копни протокола с нарушением требований, предусмотренных законом (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ).

Нарушения избирательных прав в той или иной степени имеют цель повлиять на результаты голосования. В этой связи административное законодательство предусматривает ответственность за действия, направленные на оказание соответствующего противоправного влияния на избирателя и за нарушение установленного законом порядка голосования и установления его результатов.

Таковыми, в частности, являются:

  • подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);
  • незаконная выдача членом избирательной комиссии, комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня (статья 5.22 КоАП РФ);
  • сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);
  • нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума (часть 1 статьи 5.24 КоАП РФ);
  • нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» (часть 2 статьи 5.24 КоАП РФ);
  • непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования (часть 1 статьи 5.25 КоАП РФ);
  • то же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, председателем окружной избирательной комиссии, председателем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председателем Центральной избирательной комиссии, а равно нарушение одним из указанных должностных лиц сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования (части 2-5 статьи 5.25 КоАП РФ, при этом для председателей вышестоящих избирательных комиссий устанавливается более строгая ответственность).
Читайте также:  Пошаговая инструкция по выводу участника из состава учредителей ООО в 2023 году

Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)

Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:

  • включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.

  • представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.

  • заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;

Граждане, получившие в рамках действующего законодательства дееспособность, наделены привилегией. Таковая является и правом, и обязанностью одновременно. Это возможность принимать участие в формировании руководства страны на всех уровнях. В России три ветви власти: исполнительная, судебная и законодательная. Последняя создается путем выбора депутатов различных уровней от федерального до местного.
Кроме того, некоторые важные для общества вопросы решаются с участием всех жителей страны. Форма опроса — референдум. К примеру, крымчане так решили свою судьбу в 2014 году.

Право голосовать предоставлено жителю демократической страны в рамках Основного закона. В Конституции РФ таковое изложено в 32-й статье.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан внесена в два кодекса:

  • Уголовный (статья 141);
  • об административных правонарушениях (5-я глава).

Наказание в указанных законах несут как граждане, так и должностные лица. Демократические основы государства предполагают участие каждого человека в формировании властной структуры. С этим связано наличие у гражданина избирательного права. Оно двояко:

  • с одной стороны, каждый дееспособный человек, достигший установленного возраста, может претендовать на выборную должность;
  • с другой, обязанность и право гражданина состоит в участии в плебисците.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Голосование в стране осуществляется тайным способом.

Административная ответственность на общероссийском голосовании предусмотрена следующими положениями Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ):

  • часть 2 статьи 5.5 КоАП РФ (Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов, общероссийского голосования);
  • статья 5.6 КоАП РФ (Нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателей, представителей средств массовой информации и т. д.);
  • статья 5.14 КоАП РФ (Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала);
  • статья 5.22 КоАП РФ (Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме);
  • статья 5.24 КоАП РФ (Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума);
  • статья 5.25 КоАП РФ (Непредставление сведений об итогах голосования или результатах выборов);
  • статья 5.69 КоАП РФ (Вмешательство в осуществление избирательной комиссией полномочий, установленных законодательством о выборах, либо создание помех участию в голосовании).

Как говорит нардеп Виталий Куприй, нарушения на выборах были и будут всегда. «Но нарушения, которые мы видим на этих выборах, стали очевидными и очень масштабными. Причем, если раньше их хоть как-то скрывали, то сегодня все делается открыто и нагло. Я имею в виду социальные договоры, формирование многоуровневой «сетки» Порошенко, использование административного ресурса, что зафиксировано на видеозаписи. Кроме того, если на прошлых выборах подкупали наличными, то сейчас это делается за деньги налогоплательщиков из бюджета. Все это показывает, что идет масштабная кампания по фальсификации. Это уже если не говорить о каких-то мелких нарушениях, связанных с агитацией, отсутствием исходящих данных на листовках, обнародовании в сетях неподтвержденной информации о конкурентах, фейках и прочим», — сказал «Вестям» Куприй.

Почему власть не стесняется подкупать нищих пенсионеров перед выборами

На нарушения, согласно закону, должна реагировать ЦИК, говорит нам адвокат Сергей Войченко: «Но будут ли ее решения объективны, учитывая, что она избиралась при действующей власти и обслуживает ее интересы, — вопрос открытый. Окончательное решение должен принимать суд. Но как мы видели по делу Ульяны Супрун, когда один судья взял самоотвод, а другой заявил о давлении, судебная система зависима от действующей власти», — подчеркнул Войченко.

С Центризбиркомом, по словам Куприя, тоже вопросы. «Это абсолютно ангажированная кандидатом Порошенко структура. В ней 10 из 16 членов имеют конфликт интересов, то есть избирались либо по квотам, либо являются фигурантами коррупционных скандалов. А когда я подаю в ЦИК информацию об использовании глав РГА и коммунальных предприятий для агитации за действующего президента, то они ее не рассматривают. Равно, как и тогда, когда я указываю на «сетку», подкупы… Но еще хуже, что когда я пытаюсь обжаловать бездеятельность ЦИК — у меня уже четыре иска, но я проигрываю суды. Они также становятся на сторону Порошенко. Поэтому мы с другими адвокатами пытаемся объединяться и унифицировать подобные иски», — сказал «Вестям» Куприй.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *