Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие онлайн-кассы на предприятии – серьезное правонарушение, которое сопровождается наложением санкций. Штраф за неприменение онлайн-кассы для ООО устанавливается в пределах 75−100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Размер взыскания не зависит от формы собственности и системы налогообложения. Если произойдет повторное нарушение, последует приостановка деятельности организации сроком до 90 дней (при совокупном объеме от 1000 000 рублей).
Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ООО
Наказание распространяется не только на руководителей, но и на конкретных лиц, работающих на предприятии. Сотрудников штрафуют на 25−50 % от суммы расчета. В некоторых случаях применяют меры по дисквалификации сотрудников сроком от 1 до 2 лет.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например: отсутствие интернета, перебои с электричеством и т.д.
Как составить справку об отсутствии кассового аппарата:
Обратите внимание! Унифицированного образца такой справки не существует, поэтому она может быть составлена в произвольной форме с указанием всех значимых атрибутов.
Структура такой справки может быть следующей:
- Наименование документа («справка об отсутствии кассового аппарата»).
- Реквизиты документа (номер и дата выдачи).
- Сведения об отсутствии кассового аппарата у конкретного хозяйствующего субъекта со ссылкой на соответствующую норму закона. Если же ККТ отсутствует вопреки требованиям закона, то такая справка все равно может быть выдана. В ней следует указать период и причины отсутствия ККТ.
- Подпись уполномоченного лица с расшифровкой должности и Ф. И. О.
- Печать хозсубъекта (при наличии).
Такая справка может быть изготовлена на фирменном бланке организации/ИП, однако это требование не является обязательным.
Обратите внимание! Если справка оформляется не на фирменном бланке хозсубъекта, то в ее тексте следует отразить сведения о таком хозсубъекте, позволяющие его однозначно определить (например, ИНН, ОГРН и адрес).
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
- представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
- представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
- налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
- отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Сейчас все используют онлайн-кассы — они печатают чеки и передают их в налоговую через интернет.
Чтобы работать с онлайн-кассой, придётся заключить договор с оператором фискальных данных или ОФД. Это посредник между вами и налоговой, который передаёт ей пробитые чеки и другие сведения. Услуги ОФД обойдутся примерно в 3 000 рублей в год за одну кассу.
Все требования к кассе перечислены в ст. 4 54-ФЗ. Кратко:
- Выбирайте кассу из государственного реестра.
- В кассе должен быть фискальный накопитель, включённый в отдельный реестр.
- Для оплаты через интернет купите кассу, которая умеет отправлять чек на электронную почту покупателя.
- Зарегистрируйте кассу в налоговой.
- Подключите кассу к интернету
- Проверьте, что касса печатает чек с QR-кодом.
Обратитесь к производителям касс, они помогут вам с выбором подходящей модели. Если не знаете с чего начать, посмотрите Контур.Маркет, Эвотор, Модулькассу.
Как государство содействует переходу на кассовую технику
Кажется, что приобретение кассы – это довольно просто. Купить оборудование, настроить его и пользоваться, меняя фискальный накопитель. Однако на практике у лиц, которые не работали с ККМ, могут возникнуть проблемы. Чтобы не отпугнуть малый и средний бизнес, законодатель оказывает многоступенчатую поддержку.
В чем она заключается:
- Дает дополнительное время на подготовку организации к переходу на новый тип работы.
- Касса может находиться в офисе, услуга оказывается по определенному адресу. Клиенту выдается QR-код в распечатанном формате, который с помощью программы может быть преобразован в полноценный чек. Например, автомобильные перевозки. У компании может быть несколько машин. Устанавливать в каждую из них кассовый аппарат нецелесообразно. Такой вариант значительно упростит цепочку взаимодействия с клиентом.
- Приобретение аппаратов стоимостью до 18 тыс. руб. может быть обусловлено получением налогового вычета. В эту сумму входят: настройка, обновление, модернизация и иные услуги, связанные с обеспечением нормальной деятельности машины.
- Разъяснения бизнесу по вопросам применения ККМ. Это делают посредством проведения дня открытых дверей, ответов на запросы и рассылкой информационных писем.
Может ли ИП работать без кассового аппарата на ЕНВД
Некоторые индивидуальные предприниматели на ЕНВД получили отсрочку на установку онлайн-касс. ИП без сотрудников в штате и собственники, которые предоставляют услуги, могут использовать новую технику с 1 июля 2021 года. Например, ветеринарные, бытовые или те, кто перевозят пассажиров и грузы.
Заниматься торговлей без кассового аппарата могут ИП, которые:
- ремонтируют или красят обувь, изготавливают и ремонтируют ключи;
- предлагают изделия ручной работы;
- торгуют мороженым и безалкогольными напитками на розлив или продают продукты из цистерн, например, квас;
- предлагают разносную продукцию, например, в метро, на ярмарках или розничных рынках;
- продают газеты и журналы в киосках;
- продают сезонные овощи и фрукты на бахчевых развалах.
В 2021 году без кассового аппарата нового образца работают некоторые магазины и кафе на ЕНВД. Если попадают под условия:
- площадь зала магазина не больше 150 кв. метров и нет штатных работников;
- зал кафе, в котором находятся посетители не больше 150 кв. метров или его нет вообще, например, в микрокофейне.
Если ИП на ЕНВД работают без кассового аппарата, они выдают покупателям бланки строгой отчетности. По-другому они называются — кассовый или товарный чек. Бланк подтверждает, что покупатель оплатил товар.
Какой штраф назначается, если нет кассового аппарата
Подобная формулировка в нормативных актах КоАП РФ не встречается, поэтому сам факт отсутствия ККТ не является основанием для привлечения к ответственности. Правонарушением считается непосредственно ведение торговой деятельности без ее использования, а также несоответствие установленного оборудования требованиям, определенным положениями ФЗ №54. В последнем случае размер взыскания для юридических лиц составляет 30 тысяч рублей.
Наличие кассовой техники рассматривается в качестве обязательного условия при взаиморасчетах с клиентами (однако есть ряд исключений, к которым мы вернемся чуть позже), а также при проведении оплаты от других организаций или предпринимателей — но только в ситуациях, когда используются наличные или банковский терминал.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Штрафы за отсутствие ККТ для ООО
Неприменение онлайн-кассы на предприятии – серьёзное правонарушение, которое сопровождается наложением штрафных санкций. Штраф за работу без кассового аппарата для компаний устанавливается в пределах 75—100% от суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей.
Штраф за отсутствие ККТ для ООО распространяется не только на руководителей организации, но и на материально ответственных лиц. Сотрудников также штрафуют, но только на 25—50% от суммы расчёта, а при серьёзных нарушениях могут дисквалифицировать сроком от 1 до 2 лет.
Если сумма неучтённых расходов превысила 1 миллион рублей или нарушение было зарегистрировано второй раз в течение года, то налоговые службы могут остановить деятельность юридического лица на 90 суток.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если сама отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например, отсутствие интернета, перебои с электричеством и т. д.
Как избежать штрафа за отсутствие ККТ
При самостоятельном сообщении в ФНС об отсутствии кассы можно избежать наказания, однако, решение остаётся за налоговым органом. Необходимо выполнение нескольких условий для того, чтобы избежать наказания:
- Устранение нарушения до того, как оно будет выявлено налоговой;
- Отношение ситуации к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- пункт 2 – об отсутствии ККТ;
- пункт 4 – о несоответствиях в момент применения или регистрации кассы;
- пункт 6 – о невыдаче клиенту кассового чека или бланка строгой отчётности.
- Нарушение не было многочисленным;
- Предоставленных в налоговую данных хватает для фиксирования факта нарушения.
Для устранения нарушений необходимо купить и подключить кассовый аппарат. После этого необходимо сформировать на ней чек коррекции, где отражаются ранее осуществлённые расчёты в отсутствие кассы. Далее необходимо информировать налоговую о создании такого чека.
Можно ли отказаться от электронных чеков?
Закон разрешает не использовать электронные чеки, если:
-
точка продаж расположена в труднодоступном или удаленном от средств связи месте, то есть там не работают интернет и мобильная связь;
-
магазин расположен на закрытой территории, например, относящихся к гостайне или к силовым структурам;
-
покупатель забрал бумажный чек и не запросил электронный дубликат.
Онлайн-магазины могут не выдавать чеки, если:
-
доставку берет на себя сторонняя курьерская служба: именно она вручает товар потребителю, а полученные деньги переводит на р/с продавца;
-
доставку производит «Почта России»: как и в случае с курьером, чек выдаст сотрудник почтового отделения, а затем переведёт денежные средства магазину.
Как изменился подход в контроле за применением ККТ в 2022 году
Спикер сообщил, что контроль и надзор за соблюдением порядка применения онлайн-касс осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 года и Постановлением Правительства № 272 от 28 февраля 2022 года.
«Общий тренд… в Российской Федерации — это унификация всех процедур контроля. И все эти процедуры прописаны в 248-ФЗ».
Эксперт рассказал об изменениях, которые вступили в силу с 1 марта 2022 года.
Когда нужно снимать с учета ККМ
Помимо обязательств по применению ККТ, федеральный закон №54 также регламентирует механизм постановки и снятия кассовой техники с учета. Согласно закону, Вам следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета в случае:
- Кассовый аппарат продан. В случае, если Вы реализовали собственный кассовый аппарат, его следует снять с учета, после чего фирма-покупатель обязана оформить технику на себя;
- Истек срок амортизации ККТ. Для каждой модели кассовой техники устанавливается собственный срок полезного использования. В месяце, следующем за периодом истечения срока амортизации (100% износ), единица техники должна быть снята с учета;
- ИП (юрлицо) прекратил свою деятельность. В данном случае речь идет не о временном перерыве в деятельности, а о полном ее прекращении (ликвидация, реорганизация, закрытие ИП, прочее). Если у Вас на руках имеются документы о закрытии ИП (ликвидации юрлица), то Вам необходимо обратится в ФНС о снятии с учета техники, которая числилась за субъектом хозяйствования;
- Кассовый аппарат заменен на другую модель. Если в силу тех или иных причин Вы решили сменить ККМ на другую единицу технику (например, на более новую модель), то старый аппарат Вам следует снять с учета в установленном порядке. Также процедура снятия с учета предусмотрена для случаев замены неисправной техники на рабочую (неисправная ККМ снимается с учета, новый аппарат регистрируется на организацию);
- ККТ украдена. Обязательная процедура в случае хищения ККТ – снятие с учета кассовой машины. Основанием для снятия является справка, выданная органами МВД о том, что ККТ находится в розыске;
- Иные причины, по которым дальнейшее использование ККТ является невозможным. В процессе ведения деятельности у субъекта хозяйствования могут возникнуть иные ситуации, в связи с которыми использования ККМ не представляется возможным. При наличии объективных причин и подтверждающих документов организации/ИП следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета.
В соответствии с ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» вся контрольно-кассовая техника, используемая предпринимателем в целях расчёта с клиентами (покупателями), подлежит обязательной постановке на учёт в налоговом органе. Главным образом это связано с ведением отчётности по деятельности организации. Аппарат запоминает и хранит в себе всю информацию по каждой проведённой через него операции. В начале каждой рабочей смены открывается отдельный отчётный период.
Исчисление налогов в соответствии с налоговым законодательством лежит на плечах налогоплательщиков. Если речь идёт о субъектах предпринимательского сегмента рынка, то налоговая инспекция не имеет возможности в режиме реального времени контролировать правильность и точность исчисления в суммах. Организация в конце отчётного периода предоставляет в ФНС отчёт самостоятельно. В этом случае и пригождается ККМ. Кассовый аппарат, а точнее его часть (ЭКЛЗ), хранит информацию о всех процедурах хозяйственной деятельности фирмы. Таким образом налоговый орган при получении ККМ, сверяет данные с кассового аппарата с данными, предоставленными налогоплательщиком. При наличии расхождений происходит доначисление налогов.
Законом предусмотрена унифицированная форма заявления о снятии ККМ с учёта. Она же используется для постановки аппарата на учёт. Бланк утверждён приказом ФНС России от 08.09.2021, применяется с 1 марта 2022 года. Необходимо следить за обновлением законодательства, так как форма зачастую подвергается изменениям, а представители налогового органа не примут заявление по устаревшей форме.
Заполнить заявление можно как от руки шариковой ручкой, так и при помощи компьютера. Используя рукописный вариант, следует писать символы заглавными буквами максимально разборчиво. Лучше будет воспользоваться именно машинописным способом. Готовый вариант передаётся в отделение ФНС вместе с дополнительными документами и самим кассовым аппаратом.
ПКО: оформлять или не оформлять?
Многие ИП работают на спецрежимах, в частности на УСН. Применение УСН, с одной стороны, предполагает ведение кассовых операций в установленном порядке, на основании Указания ЦБ от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Прием наличных денег через ККТ и оформление наличных операций через кассу фирмы – не одно и то же. Кассовый аппарат – это не касса предприятия. В главной кассе хранятся все наличные деньги компании (в пределах установленного банком лимита), а в денежном ящике кассового аппарата хранится выручка от реализации товаров за день. В конце каждого дня выручка сдается в главную кассу предприятия и оформляется соответствующими документами учета.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Что значит вести кассовые операции
Так, для оформления приема наличных денег в кассу существует кассовый документ под названием приходный кассовый ордер — ПКО. Это форма № КО-1, которая утверждена постановлением Росстата от 18 августа 1998 г. № 88.
С другой стороны, Указание № 3210-У дает возможность ИП, которые ведут учет доходов и расходов, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, применять упрощенный порядок ведения кассовых операций. Этот порядок заключается в том, что кассовые документы, в частности, приходные и расходные кассовые ордера, могут не оформляться (подп. 4.1 п. 4 Указания № 3210-У).
Вместе с тем пункт 5 Указания № 3210-У не запрещает им оформлять эти документы. С ними вести учет денежных средств и доходов гораздо удобнее и больше соответствует требованиям НК РФ.
Почему?
ПКО относится к первичным учетным документам (подп. 4.1 п. 4, п. 5 Указания № 3210-У).
Налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести учет доходов и расходов в книге учета (КУДиР) (ст. 346.24 НК РФ). Форма и порядок ее заполнения утверждены приказом
Минфина от 22 октября 2012 г. № 135н. А доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, отражаются в КУДиР на основании первичных документов.