Примеры и образцы положений о СУОТ 2019 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примеры и образцы положений о СУОТ 2019 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Система управления охраной труда

Для начала определим, что представляет собой Система Управления Охраной Труда. В ГОСТ 12.0.230-2007 приведено следующее определение: «Система управления охраной труда – это набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей» [3]. Довольно простое, но в тоже время достаточно ёмкое определение, ведь элементов в системе управления множество.

Для того, чтобы упорядочить деятельность, связать между собой все элементы и обеспечить их взаимодействие, необходимо грамотно выстроить систему управления.

СУОТ, как и любая система менеджмента, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из этапов планирования, выполнения, контроля, анализа и оценки, разработки мероприятий по улучшению.

Основная обязанность работодателя в сфере менеджмента охраны труда в организации — это создание эффективной системы управления охраны труда (СУОТ). Если система эффективна, она приносит свои плоды: отсутствуют несчастные случаи, нет штрафов (или они минимальные) по результатам проверок ГИТ, высокий уровень знаний и вовлеченности персонала и т.д.

Тем не менее, создание действительно эффективной системы вызывает трудности. К сожалению, у сотрудников, отвечающих за охрану труда в организации, зачастую нет наставников, которые бы научили их, как правильно создавать СУОТ, нет преемственности, потому что часто специалист по ОТ в компании всего один. Усложняет ситуацию и то, что законодательство и требования по ОТ меняются очень быстро.

Для создания эффективной системы, о которой говорится в Трудовом кодексе РФ, недостаточно скачать из интернета готовый шаблон типового документа, утвердить его от имени организации и назвать системой управления охраной труда — необходимо превратить его в действующий эффективный механизм, который будет работать «в унисон» с другими процессами в организации и помогать в создании единого подхода к процессам обеспечения безопасности персонала.

При попытке создать эффективную СУОТ разные специалисты часто сталкиваются с одними и теми же проблемами. Выделим некоторые из них:

  • недостаточные знания руководителя предприятия и сотрудников об особенностях функционирования системы и всех требованиях законодательства;
  • система не функционирует («существует на бумаге») — все процессы происходят хаотично, описанная в документах система не интегрирована в процессы организации;
  • при достижении определенного уровня соответствия предъявляемым требованиям процессы замедляются или приостанавливаются;
  • специалисту бывает сложно предоставить руководству данные о масштабах несоответствия в числовых значениях — из этого возникает сложность понимания ресурсов (в том числе и временных), необходимых для решения несоответствий, что чревато неправильным определением сроков устранения и не сопоставимыми с возможностями сотрудника задачами;
  • наличие штрафов и предписаний во время надзорных мероприятий.

Особенности использования мануала

Предложенный мануал — комплексное решение проблем, которые могут возникать при попытках выстроить по-настоящему эффективную системы охраны труда в организации. У такого подхода есть преимущества как для специалистов по охране труда, так и для руководителей. Выделим некоторые из них.

Преимущества для специалиста по охране труда:

  • глубокий анализ требований на этапе создания;
  • отсутствие необходимости каждый раз искать требования в НПА;
  • все данные находятся в одном файле (требования, задачи, ответственные, сроки устранения и т.п.);
  • удобство для работы с сотрудниками разных функций;
  • возможность демонстрировать руководству состояние СУОТ и её прогресс;
  • реализация принципа pdca (plan-do-check-act);
  • возможность установки приоритета задач и дополнения требований внутренними требованиями компании.

Для руководства предприятий можно выделить следующие преимущества:

  • усиление лидерства в вопросах охраны труда вследствие регулярной оценки степени соответствия со стороны руководства и ответственных сотрудников;
  • определение конкретного статуса и плана по достижению соответствия;
  • аналитическое представление данных;
  • определение приоритетности задач;
  • усиление информированности сотрудников о функционировании СУОТ;
  • прозрачный процесс бюджетирования.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

Раздел 5: обучение и инструктаж сотрудников

В данный раздел документа можно включить формулировки, отражающие:

  • то, что все сотрудники фирмы, принимаемые на работу, должны проходить обучение по программам охраны труда, а также необходимые инструктажи;
  • сущность инструктажей, проводимых в организации;
  • каким образом должны проводиться обучающие мероприятия и инструктажи;
  • какими нормами руководствуется предприятие, организуя обучение сотрудников по программам охраны труда, а также при проведении инструктажей;
  • кто именно утверждает программы обучения и инструктажей, а также проводит соответствующие мероприятия;
  • указание на то, что по завершении каждой программы обучения либо инструктажа по охране труда проводится проверка знаний, полученных сотрудниками;
  • указание на то, что программы обучения и инструктажи проводятся в соответствии с локальными нормативными актами компании;
  • периодичность пересмотра принятых компанией программ обучения, инструктажей, а также локальных нормативных актов, которые регулируют их проведение.

Примерное положение о СУОТ с 1 марта 2022 года — приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н

С 1 марта 2022 года утратил силу приказ Минтруда от 19.08.2016 № 438н Типовое положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Вместо него стал действовать приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н.Примерное положение о СУОТ. Действие документа распространяется на всех, без исключения, работодателей, включая ИП и субъектов малого предпринимательства.

Как организовать управление охраной труда по новым ведомственным рекомендациям читайте в обзоре.

Читайте также:  Поддержка малого бизнеса в 2022 году: что можно получить и на каких условиях

Что такое СУОТ?

Начнем с того, что система управления охраной труда должна действовать везде, где есть хотя бы один наемный работник. Это требование закреплено в ст. 214 ТК РФ (в ред. с 01.03.2022) как обязанность работодателя. Основная цель внедрения СУОТ на предприятии по приказу 776н — управление профессиональными рисками на рабочих местах, исключение или минимизации их последствий.

Основные элементы системы:

1. Оргструктура. Обязанности и ответственность в области охраны труда распределяют на всех уровнях управления — от руководителей до отдельных работников.

2. Документы. Сюда входят локальные нормативные акты, приказы, планы мероприятий, отчетная информация. Примерное положение о СУОТ, в основном, содержит рекомендации для работодателей, но в нем есть и требования об обязательных документах.

3. Мероприятия СУОТ и оценка ее эффективности. Приказ 776н, по сути, описывает системный подход к разработке и улучшению охраны труда на предприятии: «Оцениваем риски → Планируем управление ими → Исполняем мероприятия → Оцениваем результаты → Корректируем планы».

Положения СУОТ распространяются на всех работников, а также на всех лиц, находящихся на территории работодателя — в части правил нахождения и перемещения (п. 6, 7 Примерного положения).

Обязательные документы в СУОТ

Внедрение системы управления охраной труда начинают с разработки Положения о СУОТ — локального нормативного акта, в котором устанавливаются структура и порядок функционирования системы. Документ:

  • направлен на достижение результатов в соответствии с принятой у работодателя Политикой в области охраны труда (п. 4 Примерного положения);
  • распределяет полномочия и ответственность руководителей организации, структурных подразделений, работников (п. 12, 13);
  • содержит порядок информирования персонала и порядок взаимодействия (п. 14-16, 44-46);
  • устанавливает основные процессы охраны труда у работодателя (п. 47, 54);
  • определяет порядок контроля и оценки результативности СУОТ (п. 61, 62).
  • Приказ 776н не содержит указаний, что локальный нормативный акт о СУОТ должен называться обязательно «Положение о СУОТ» (п. 1 Примерного положения). Работодатель самостоятельно определяет вид документа — приказ, положение, регламент и т.п., а также устанавливает сроки его действия.

При разработке Положения учитывают:

  • виды деятельности организации, государственные нормативные требования к ним;
  • численность персонала и оргструктуру;
  • принятые обязательства работодателя по межгосударственным, межнациональным и национальным стандартам в области охраны труда;
  • наличие на предприятии рабочих мест с вредными и опасными факторами (приложение 1 к Примерному положению), работ повышенной опасности (приложение 2) — результаты оценки профрисков и специальной оценки условий труда.

Организации, у которых до 1 марта 2022 года была внедрена СУОТ, не обязаны пересматривать свой внутренний документ. Учет требований приказа 776н, полностью или частично, — право работодателя (п. 77, 79).

Положение о допуске подрядных организаций

Работодатели разрабатывают и утверждают локальный нормативный акт, если они регулярно — не реже раза в год, заключают договоры подряда (п. 7). В Положении указывают:

  • порядок допуска подрядных организаций;
  • перечень документов, которые подрядчик представляет заказчику перед началом работ.

С 1 марта 2022 года действует Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников… на территории… другого работодателя — приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н.

Политика (стратегия) в области охраны труда

Все работодатели утверждают Политику (стратегию) организации в области охраны труда (п. 4, 9). Локальный акт содержит:

  • цели и мероприятия по защите жизни и здоровья работников;
  • публичную декларацию руководства о намерении соблюдать государственные нормативные требования в области охраны труда, положения стандартов безопасности труда;
  • обязательства работодателя по устранению или снижению уровня опасностей на рабочих местах (профрисков); улучшению функционирования СУОТ.

Политика — локальный нормативный акт в области охраны труда. Ее обязательно согласовывают с профсоюзом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Это требование закреплено в ст. 214 ТК РФ, п. 10 Примерного положения.

Цели в области охраны труда

Цели — конкретные результаты, которые планирует достичь работодатель для реализации Политики. Они должны быть измеримы. Например, «Обучить весь персонал по нормативным требованиям»— плохая цель, потому что ее невозможно оценить количественно. Пример хорошего планирования: «Обучить в 2022 году без отрыва от производства 2000 чел., с отрывом от производства — 300 чел.».

Минтруд в приказе 776н рекомендует:

  • планировать цели по результатам оценки профрисков;
  • учитывать мнение профсоюза и работников (п. 38);
  • при необходимости, ежегодно пересматривать цели по итогам оценки функционирования СУОТ (п. 39).

Минтруд рекомендует разрабатывать СУОТ при непосредственном участии работников и профсоюза, в том числе, путем создания комитетов по охране труда (п. 15). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда в ред. приказа Минтруда от 22.09.2021 № 650н действует с 1 марта 2022 года.

План мероприятий по охране труда

Мероприятия СУОТ планируют по результатам оценки профессиональных рисков (п. 17). Работодатель обязан систематически выявлять опасности на рабочих местах, проводить их регулярный анализ и оценку (ст. 214 ТК РФ, п. 25 Примерного положения). Он может проводить процедуру самостоятельно или поручить ее экспертной организации.

Меры по снижению уровня профрисков включают в План мероприятий по охране труда, со сроками реализации по каждому мероприятию. При разработке документа учитывают:

  • государственные нормативные требования;
  • приложение 1 к Примерному положению о СУОТ;
  • примерный перечень ежегодных мероприятий по улучшению условий и охраны труда… в ред. приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 771н;
  • финансовые и производственные возможности;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт.

Итак, обязательные документы для функционирования СУОТ по приказу 776н:

  • Политика;
  • Положение о СУОТ;
  • Положение о порядке допуска подрядных организаций;
  • Цели;
  • План мероприятий по охране труда.

Минтруд также рекомендует документировать порядок информирования работников; порядок контроля и оценки результатов функционирования СУОТ, разработки и реализации корректирующих действий. Но эти правила можно включить в Положение о системе управления охраной труда на предприятии.

Базовые процессы СУОТ

Перечень процессов охраны труда приведен в п. 47 Примерного положения. Работодатель сам выбирает, какие из них есть на предприятии, с учетом видов деятельности, численности персонала, состава профессий и должностей.

Базовые процессы для всех организаций и ИП — оценка профессиональных рисков (ОПР) и специальная оценка условий труда (СОУТ). По их результатам определяют другие направления, например:

  • допуск работников к самостоятельной работе;
  • обеспечение персонала СИЗ;
  • выдачу молока, лечебно-профилактического питания;
  • обеспечение безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования и др.

Также обязательными процессами для всех работодателей будут реагирование на несчастные случаи, аварии, профзаболевания и расследование их причин. Напомним, что они распространяются и на дистанционных работников (ст. 312.7 ТК РФ).

Читайте также:  Налоговые ставки по УСН в 2022 году

Можно ли упростить СУОТ?

Примерное положение в ред. приказа 776н носит рекомендательный характер (п. 75), но ряд положений в нем обязательны для всех работодателей. При этом Минтруд закрепил в документе коллизию:

  • работодатели имеют право определить нужную им СУОТ (п. 77);
  • «допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда» (п. 78).

К государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 212 ТК РФ в ред. с 1 марта 2022 г.) относятся, в том числе, приказы Минтруда в части правил сохранения жизни и здоровья работников. А создание и обеспечение функционирования СУОТ — обязанность всех работодателей по ст. 214 и 217 ТК РФ.

В итоге

1. Все организации и ИП, где есть трудовые отношения, проводят ОПР и СОУТ. По их результатам они внедряют систему управления охраной труда, в том числе, утверждают обязательные документы:

  • Положение о СУОТ, с распределением ответственности и полномочий;
  • Политику и цели в области охраны труда;
  • План мероприятий по охране труда;
  • Положение о порядке допуска подрядных организаций, если в год заключается более одного договора подряда.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Труд-Эксперт.Управление

Консультация: как составить положение о системе управления охраной труда в организации?

28 августа 2018 г.

Составить положение о системе управления охраной труда (положение о СУОТ) несложно. Возьмите за основу Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное нормативно. В нем указаны примерные правила, которые вы можете продублировать в своем документе, уточнив специфику по охране труда для вашей организации.

Например, документы, регулирующие ее в организации, особенности расследования несчастных случаев и так далее. Утвердите положение о СУОТ приказом. Дополнительно или вместо приказа можете использовать специальный гриф утверждения. Согласуйте положение с профсоюзом (при наличии).

Работников нужно ознакомить с положением под подпись.

Составить положение о системе управления охраной труда (положение о СУОТ) несложно. Возьмите за основу Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное нормативно. В нем указаны примерные правила, которые вы можете продублировать в своем документе, уточнив специфику по охране труда для вашей организации.

Например, документы, регулирующие ее в организации, особенности расследования несчастных случаев и так далее. Утвердите положение о СУОТ приказом. Дополнительно или вместо приказа можете использовать специальный гриф утверждения. Согласуйте положение с профсоюзом (при наличии).

Работников нужно ознакомить с положением под подпись.

1. КОМУ НУЖНО СОСТАВЛЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА?

Положение о СУОТ должно быть у каждого работодателя. Это касается и микропредприятий, так как исключений не предусмотрено (ч. 8 ст. 209, ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 7 Типового положения о системе управления охраной труда (Типового положения о СУОТ)).

2. ЧТО ПРЕДУСМОТРЕТЬ В ПОЛОЖЕНИИ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА?

Нормативные документы СУОТ

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Статья 212 Трудового кодекса обязывает любое лицо, которое использует наемный труд, обеспечить безопасность и защищенность всех трудовых процессов. Одним из первых шагов на этом пути должно стать создание работоспособной системы управления охраной труда на предприятии. Такая обязанность появилась в Кодексе у нанимателей с 2014 года.

Вообще, самостоятельно создать толковую систему управления охраной труда в организации – дело не простое. Поэтому лучше в данном вопросе держать ориентир на типовое положение о СУОТ 2016 года в версии Минтруда. Тем более, что это не обязательный к применению нормативный документ, а лишь стандартизированный вариант локального акта о СУОТ, который должен быть у каждого работодателя.

СУОТ 2016 и нормативные документы другого рода

Любой наниматель обязан соблюдать установленные государством нормативные требования охраны труда. Это различные стандарты, правила, инструкции и др. Поэтому начинать работу над новым образцом СУОТ на предприятии нужно с учетом:

  • сферы деятельности организации;
  • достижений науки и практики;
  • принятых на себя обязательств;
  • международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств;
  • рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Какие НПА устанавливают требования к составлению и структуре документа

Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.

В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.

Читайте также:  Сходства и различия договоров поручения, комиссии и агентского договора

Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.

Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:

  • требования к структуре внутрикорпоративных положений;
  • положения, определяющие политику и цели фирмы-работодателя в сфере охраны труда;
  • положения, устанавливающие, каким образом должно осуществляться функционирование системы охраны труда в компании;
  • положения, определяющие, каким образом должно проводиться обучение персонала в области охраны труда;
  • положения, регламентирующие организацию документооборота в рамках системы охраны труда на предприятии.

На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2021 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.

В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.

Раздел 2: общие положения

В данный раздел документа могут быть включены формулировки, отражающие:

  • с какой целью организация утверждает положение о системе охраны труда;
  • какого рода нормы устанавливаются документом;
  • то, что положение является локальным нормативным источником, нормы которого обязательны для исполнения всеми работниками организации;
  • то, что положение — основополагающий документ при проведении обучающих мероприятий в рамках совершенствования системы охраны труда;
  • в соответствии с какими НПА разработано положение;
  • с какой периодичностью может пересматриваться документ.

СУОТ является обязательным элементом любой организации, независимо от ее формы или профессиональной направленности.

Однако не все компании обладают большим штатом или занимаются специфичной, в чем-то опасной деятельностью. Таким учреждениям позволяется формировать упрощенную систему охраны труда, чтобы не тратить время и силы на проработку ненужных аспектов. Но есть проблема – законодательно не определено, какие положения можно упростить в угоду малых предприятий.

Единственное нормативное указание содержится в п. 78 Приказа Минтруда РФ от 29.10.2021 №776н: допускается упрощение структуры СУОТ

  • у отдельных работодателей
  • при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда.

Во исполнение требований законодательства об охране труда, в частности обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, установленных ст. 212 ТК РФ, каждый работодатель должен обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда в организации.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда и процедуры по достижению этих целей.

Данная обязанность для работодателя установлена не очень давно, с 2014 г. А 28 октября 2016 г. вступило в силу Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н (далее — Типовое положение), которое разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования СУОТ, разработке положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные правила СУОТ.

В Типовом положении отмечено, что работодатель создает и обеспечивает функционирование СУОТ посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

К сведению. С 1 марта вступит в силу ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст), который направлен на стимулирование организаций к достижению наилучшей практики управления охраной труда, включая такие направления, как защита работников от опасных и вредных производственных факторов, предотвращение или сокращение числа производственных травм и профессиональных заболеваний, результативный диалог и сотрудничество между работодателями, работниками и (или) их представителями, органами государственного управления, надзора и контроля по вопросам совершенствования условий и охраны труда. В настоящее время применяется ГОСТ 12.0.230-2007, введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст.

Согласно Типовому положению СУОТ представляет собой единство организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями его должностных лиц, процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда, и устанавливающей и фиксирующей документации.

Когда организация считается имеющей разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?

Проведение сертификации системы управления охраной труда.

Самостоятельная разработка СУОТ, которая состоит из:

  • руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  • процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);
  • рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
  • записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

На наш взгляд, просто взять из всемирной сети и скачать новый образец СУОТ на предприятии будет недостаточно. Ведь он разработан сторонними специалистами (даже если на основе варианта Минтруда), но не для вашего бизнеса. А, как видно, главный принцип надлежащей системы управления охраной труда – ее индивидуальность! Положение о СУОТ на предприятии образца 2016 года должно быть максимально подстроено под нужды конкретной компании (ИП) и специфики ее деятельности.

Таким образом, начать исполнение обязанности, предусмотренной ст. 212 ТК РФ, работодателю нужно с разработки своего положения о СУОТ. Это можно сделать самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Затем данное положение руководитель утверждает своим приказом (с учетом мнения работников и/или их органа при его наличии).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *