Что проверяет ФАС? Виды и этапы проверок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет ФАС? Виды и этапы проверок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При проведении проверок ФАС руководствуется положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, на основании Приказа ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении функций по контролю в сфере размещения заказов ФАС нужно временно руководствоваться ранее изданными правовыми актами данной службы. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 № 30 (далее – Порядок проведения проверок). Кроме того, при проведении проверок ФАС ориентируется на Методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами, доведенные Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 (далее – Методические рекомендации).

При осуществлении контроля в сфере размещения заказов ФАС будет оценивать соблюдение проверяемым лицом следующих нормативных актов:

Наименование и реквизиты акта

Лица и (или) перечень объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

1

Закон о контрактной системе

Юридические лица

В полном объеме

2

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Юридические лица

Статья 28

3

Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318

Юридические лица

В полном объеме

4

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189

Юридические лица

В полном объеме

5

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189

Юридические лица

В полном объеме

Плановая, внеплановая, а еще какая?

Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.

Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.

Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Внеплановые проверки ФАС незаконны!

Высший Арбитражный суд России признал, что такие проверки противоречат Конституции РФ и Закону о защите конкуренции. Напомним, что порядок проведения этих проверок прописан во внутреннем нормативном акте Федеральной антимонопольной службы — Методических рекомендациях по проведению плановых и внеплановых выездных проверок. Теперь этот документ признан полностью недействительным.

Читайте также:  Санатории Крыма с кэшбэком по карте Мир до 20000 рублей

Проведение выездной внеплановой проверки без возбуждения дела предоставляло антимонопольному органу неограниченные возможности: проводить проверку при отсутствии оснований, не предоставлять проверяемому лицу информацию о фактах, которые подлежат проверке, изымать любую документацию и сведения. Более того, эти проверки не только нарушали нормальную работу предприятий, но и могли использоваться в целях недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны иностранных компаний.

А началась вся эта история с признанием внутреннего документа ФАС недействительным с заявления в Высший Арбитражный суд ЗАО «Аргус-Спектр», которое подверглось подобной проверке в 2013 году.

По словам представителей «Аргус-Спектра», ФАС, при отсутствии сведений о нарушениях со стороны завода, устроила на предприятии обыск и затребовала данные по системе госбезопасности ПАК «Стрелец-Мониторинг», принадлежащей МЧС России. То есть антимонопольная служба посчитала себя вправе вмешаться в сферу пожарной безопасности социальных объектов, для которых МЧС разработало систему автоматического вызова пожарных в случае возгорания.

— Частный случай с вскрыл общую незаконную практику ФАС, — уверена выигравшая сторона беспрецедентного судебного разбирательства.

По ее мнению, проведение выездной внеплановой проверки без возбуждения дела предоставляло антимонопольному органу неограниченные возможности: проводить проверку при отсутствии оснований, не предоставлять проверяемому лицу информацию о фактах, которые подлежат проверке, изымать любую документацию и сведения, включая государственную тайну, вмешиваться в деятельность госорганов по реализации ими государственной политики и т. п.

— При этом у ФАС никогда не было права проводить оперативно-розыскную деятельность, то есть устраивать обыски, хотя по сути именно этим служба и занималась. И все это без санкций суда или прокурора, а также без возбуждения дела, — говорит «Аргус-Спектр». — По сути, судебное разбирательство и принятое Высшим Арбитражным судом решение предотвратили развал экономики и уничтожение российского бизнеса в целом, так как внеплановые проверки ФАС без оснований не только нарушали нормальную работу предприятий, но и могли использоваться в целях недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны иностранных компаний.

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Регламентом предусмотрено два вида проверок: плановые и внеплановые. И те и другие проводятся в выездной форме.

Обратите внимание! Приход с проверкой в жилище проверяемого лица незаконен (п. 1 ст. 25.2 Закона N 135-ФЗ и п. 3.29 Регламента). Таких нежданных гостей можно спокойно отправить обратно. При этом возникает вопрос: как соотносятся запрет на проверку в жилище и установленное правило именно выездных проверок, когда речь идет о проверке предпринимателей, размещающих бизнес в своем жилом помещении? Представляется, что потребуются разъяснения ФАС.

Плановая проверка проводится один раз в три года и только при условии включения проверяемого лица в ежегодный сводный план проверок, подготовка которого начинается за полгода до начала его применения. Шанс попасть в этот план имеется у тех, к кому антимонопольщики не наведывались с плановой проверкой более трех лет.

Читайте также:  ФНС определилась, когда удерживать НДФЛ с аванса за декабрь 2022 года

С внеплановыми проверками могут приходить настолько часто, насколько часто будут возникать соответствующие обстоятельства. К ним относятся:

  • поступление из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • сообщения и заявления физических или юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • приказ руководителя антимонопольного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.

Внеплановая проверка может быть организована совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами. В этом случае в приказе руководителя антимонопольного органа, служащем основанием проведения проверки, в составе проверяющих (инспекции) должен фигурировать представитель привлеченного органа.

Инспекция вправе прибыть к проверяемому в дату, определенную приказом о проведении проверки. Беспрепятственно войти в помещение, здание или на территорию проверяемого она вправе при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки. Напомним, что в приказе обязательно указывается состав инспекции, в том числе фамилии, имена и отчества каждого. Лицам, не включенным в состав инспекции, можно отказать в доступе.

В случае отказа в доступе лицам, уполномоченным приказом, последует административное наказание в виде штрафа для граждан в размере от 500 до 1000 руб., для должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ).

Проверка должна проводиться в период, указанный в приказе. Время согласовывается руководителями инспекции и проверяемого лица или уполномоченным представителем с учетом графика работы организации. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, до даты передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. Срок проверки может быть продлен еще на два месяца, если потребуются экспертизы, исследования, испытания и другие необходимые мероприятия.

Частота внеплановых инспекций законодательно не ограничена, так как они проводятся при появлении информации о возможном нарушении или с целью проверить исполнение ранее выданного предписания. Субъект предупреждается за сутки или не предупреждается (если нарушена ч. 1 ст. 11 или ст. 16 Закона 135-ФЗ).

В приказе обязательно указание:

  • предмета (соблюдение антимонопольных нормативов);
  • задач и целей;
  • вида (внеплановая);
  • формы (дистанционная, выездная);
  • сроков (даты начала и окончания);
  • правовых оснований;
  • перечня мероприятий;
  • перечня проверяемых документов;
  • состава группы (с указанием ФИО и должностей).

Этапы и последствия при выявлении нарушений такие же, как у плановых мероприятий.

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Проверка ФАС состоит из следующих этапов:

  1. Выпуск приказа о плановой или внеплановой проверке и назначение ответственных лиц.
  2. Оповещение проверяемой компании.
  3. Подготовка к проверке.
  4. Выезд сотрудников ФАС на территорию проверяемого юрлица.
  5. Проведение проверочных мероприятий.
  6. Составление акта о проверке в двух экземплярах.
  7. Вынесение предписания по итогам проверки.

Приказ о проверке составляется в соответствии с и должен содержать следующие сведения:

  • наименование отделения ФАС;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, назначенных на проведение проверки;
  • реквизиты проверяемого юрлица;
  • основания для проверки;
  • цели и предмет проверки;
  • даты начала и окончания проверки.
Читайте также:  Как получить выплату за третьего ребенка в Саратове в 2022

Нарушителей законодательства о рекламе (создателя, заказчика, распространителя рекламы) антимонопольщики могут наказать по статье 14.3 КоАП РФ.

  • для фирмы – от 100 000 до 500 000 рублей;
  • для руководителя фирмы или предпринимателя – от 4000 до 20 000 рублей.

Если недобросовестная конкуренция выразилась во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (например, был использован чужой товарный знак), наказание будет строже (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ):

  • для руководителя фирмы или предпринимателя – штраф 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • для фирм – штраф от одного до пятнадцати процентов суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), но не менее 100 000 рублей.

Когда будут проводиться проверки?

План проверок будет составлен заранее. Здесь будет указано время приезда и место посещения. Узнать их можно на официальном сайте или в городской администрации. При этом о проверке оповещают минимум за сутки до приезда, чтобы предприниматель мог подготовить нужные документы.

В среднем проверка проводится каждые три года. При этом о плановых извещают за три дня, а о том, что состоится выездная, внеплановая, говорят хотя бы за сутки. Причиной последнего мероприятия может послужить целый ряд факторов:

  • Наличие информации или материалов, которые поступили из прокуратуры или местного муниципалитета.
  • Просьбы от физических, юридических лиц или средств массовой информации.
  • Просрочка выполнения предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Поручение от президента страны или от главы правительства.
  • Наличие нарушений сотрудниками антимонопольной организации.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее. Поэтому основные документы лучше всегда хранить на месте или иметь их копии.

Даже при жалобе от клиентов или покупателей может быть проведена проверка, о которой не всегда оповещают заранее.

Формы проверки: документарные и выездные

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого лица и заключается в осмотре его офисов, зданий, территорий и предметов. ФАС вправе при выездной проверке получить (изъять) документы, информацию с электронных носителей. В случае истребования оригиналов документов, обязательно составляйте акты приема-передачи.

Документарная проверка осуществляется по месту нахождения ФАС.

В рамках её проведения антимонопольный орган рассматривает имеющиеся у него документы о деятельности проверяемого лица. Также, ФАС может запрашивать любую информацию, которая может быть необходима для обеспечения полноты проверки.

Представители ФАС, в том числе, могут запросить учредительные документы, бухгалтерский баланс; данные о контрагентах и подконтрольных лицах; о лицах, с которыми проверяемое лицо составляет группу лиц.

Административная ответственность за непредставление документов или представление недостоверных сведений: штраф в размере от 50 000 до 500 000 рублей.

Причины внеплановой проверки ФАС

Проверки ФАС регламентированы ст. 25 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Административным регламентом, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340, а также Приказом ФАС № 75/14 от 11.02.2014 г.

ФАС имеет право проверять все государственные органы и компании, исполнительные органы власти, ИП, коммерческие фирмы, в том числе ООО, АО, их обособленные подразделения. При этом положения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся порядка проведения проверок ФАС, могут не применяться в части, регламентируемой положениями антимонопольного законодательства (п.4 ст.1 закона № 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся по предварительно утвержденному на год графику. Внеплановые — в любое время, после поступления жалобы или иного сообщения о нарушении антимонопольных правовых норм от следующих лиц:

компаний, граждан, СМИ;

уполномоченных при президенте России и в регионах по защите предпринимательских прав.

Проверки ФАС могут быть назначены в случае поступления обращения или невыполнения предписания после рассмотрения жалобы при проведении госзакупок по закону № 44-ФЗ. При таких жалобах инспекторы будут проверять деятельность компании в пределах 3-х последних лет (Методические рекомендации ФАС по проведению проверок № АЦ/8325 от 25.05.2007).

Что считается нарушением и может быть основанием для подачи жалобы в ФАС:

Недобросовестная конкуренция при заключении контрактов.

Монопольно завышенные или наоборот, заниженные цены на товары и услуги.

Заведомо неправильное формирование цены.

Распространение дискриминирующих ложных данных о конкурирующих компаниях.

Раскрытие чужой коммерческой тайны и т. п.

Также ФАС вправе отреагировать на сигнал о рекламе с недостоверными данными, являющейся фальшивой и не соответствующей требованиям федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006. Поводом к проверке также является истечение срока, отведенного на исполнение ранее выданного предписания об исправлении выявленных нарушений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *