Опека, попечительство, патронаж. В чем разница?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство, патронаж. В чем разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.

Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  1. изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
  2. определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
  3. рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами

Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.

При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.

Комментарии к ст. 41 ГК РФ

Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.

Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.

Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.

При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.

Формы устройства ребенка в семью: чем опека отличается от усыновления

Под определением “усыновление” подразумевается форма семейного устройства детей несовершеннолетнего возраста, которые по каким-либо причинам остались без заботы своих биологических родителей (глава 19 Семейного Кодекса РФ).

  • ст. 151, которая регулирует вопрос формирования приемной семьи (какие документы нужно собрать и так далее);
  • ст. 152, которая предусматривает порядок оформления договора по факту передачи ребенка на воспитание (в нем обязательно указываются права и обязанности приемных родителей);
  • ст. 153, которая описывает условия для граждан, которые изъявили желание стать приемными родителями (возрастной порог, финансовое положение и так далее);
  • ст. 155, которая включает в себя перечень несовершеннолетних детей, которые могут быть переданы на воспитание приемным родителям.
Читайте также:  Аварийные дома Перми

27 Июл 2021 jurist7sib 85
Поделитесь записью

    Похожие записи
  • В Зеленокумске Пенсионный Фонд По Потере Кормильца Кака Сумма В 2021 Году
  • Приказ О Назначении Материальноответственным Лицом Заведующего Доу
  • Где Посмотреть Декларации
  • Если человек работает по двум трудовым книжкам

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Наряду с именем, индивидуализирующими признаками граждан являются их место жительства и акты гражданского состояния.

Место жительства гражданинаважный элемент его правового статуса. Согласно п. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства малолетних и подопечных граждан признается место жительства их законных представителей (п. 2 ст. 20 ГК). Важно отличать место пребывания гражданина и его место жительства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве граждан на свободу передвижения) местом пребывания признаются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно. Напротив, место жительства – это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды или на других законных основаниях (жилой дом, квартира, общежитие, дом для ветеранов, либо другой специализированный дом).

Закон о праве граждан на свободу передвижения установил регистрационный учет граждан по месту их жительства и пребывания. На его основе постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в Москве и Московской области подзаконными актами установлены некоторые особенности регистрации граждан по сравнению с актами федерального значения.

Важные особенности присущи определению места жительства (и в целом гражданско-правовому статусу) беженцев, переселенцев и вынужденных переселенцев:

– переселенцы – это граждане, меняющие место жительства в связи с переездом на жительство в другую местность по решению компетентных государственных органов в связи с объективными событиями (радиоактивное заражение территории, строительство гидростанции, железнодорожной линии и т. п.) и с предоставлением жилья по новому месту жительства.

– вынужденными переселенцами признаются граждане, покидающие прежнее место жительства вследствие преследования их или членов их семей, совершения над ними насилия по мотивам расовой либо национальной принадлежности, вероисповедания, языка или политических убеждений. В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в качестве вынужденных переселенцев могут выступать граждане Российской Федерации, проживавшие на территории как иностранного государства, так и другого субъекта РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Вынужденный переселенец получает в территориальном органе миграционной службы удостоверение с правом самостоятельного выбора места жительства на территории России.

беженцем согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах) признается, в частности, лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Как и вынужденный переселенец, беженец признается таковым по решению органа миграционной службы и приобретает комплекс прав и обязанностей, перечисленных в ст. 8 Закона о беженцах, в том числе право пользования жильем, предоставленным в определенном Правительством РФ порядке из фонда жилья для временного поселения. В дальнейшем беженец вправе либо ходатайствовать о предоставлении ему гражданства Российской Федерации или права постоянного проживания на территории РФ, либо добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания.

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

Актами гражданского состоянияпризнаются юридические факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах ЗАГС. Статья 47 ГК содержит исчерпывающий (т. е. не подлежащий расширению) перечень актов гражданского состояния, в который вошли такие события, как рождение и смерть, и такие действия, как заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Целью государственной регистрации этих юридических фактов является установление бесспорного доказательства того, что указанные события и действия имели место, а также того, когда они произошли, так как с подобными юридическими фактами связано правовое положение гражданина в обществе. В частности, с рождением связано возникновение гражданской правоспособности. Регистрация актов гражданского состояния производится органами ЗАГС путем внесения соответствующих записей в актовые книги, на основании которых гражданам выдаются соответствующие свидетельства. Срок хранения актовых книг – 75 лет со дня составления записей. По истечении указанного срока актовые книги передаются в государственные архивы.

По заявлению заинтересованных лиц, решению суда, решению административных органов и в иных случаях в записи актов гражданского состояния могут быть внесены изменения или исправления. Аннулирование записей актов гражданского состояния и их восстановление производится органом ЗАГС на основании решения суда.

Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.

Объектами обязательственных правоотношений являются сами действия обязанного лица, которые могут выразиться в совершении им работы или оказании услуг. Совершаемая работа в ряде случаев имеет целью создание какого-либо овеществленного результата, который является предметом обязательственного правоотношения. Например, работа подрядчика по пошиву костюма приводит к созданию индивидуально-определенной вещи – костюма, которая служит предметом договора подряда. Однако не все действия субъектов обязательственного права приводят к созданию результата, имеющего материальную форму (например, оказание юридических, медицинских услуг), при этом интерес клиента заключается в самом получении соответствующей услуги, которая и является предметом договора возмездного оказания услуг.

Читайте также:  ФСС_info разъясняет нюансы получения путевок в санаторий за счет ФСС

Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (т. е. интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

В силу ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Согласно ст. 1227 ГК интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь, как правило, не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи.

Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений. Важными объектами гражданских правоотношений являются нематериальные блага, которые также защищаются гражданским законодательством как при жизни, так и после смерти их обладателей.

Понятие юридического факта. Простые и сложные юридические факты. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Эти обстоятельства обычно именуются юридическими фактами. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений. Статья 8 ГК содержит общий, не исчерпывающий перечень различных юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. При этом гражданские отношения могут возникать, изменяться и прекращаться и на основе иных юридических фактов, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.

Несмотря на то, что, в большинстве случаев гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в жизни не исключены ситуации, когда какие-либо отношения имущественного и личного характера оказываются неурегулированными гражданским законодательством. Например, практике известны споры лиц, выигравших по лотерее дорогостоящую вещь (квартиру) по одному из лотерейных билетов, купленных ими в складчину с условием раздела выигрыша, полученного по любому из билетов. Действующее законодательство признает подобные основания юридическими фактами при условии их соответствия общим началам и смыслу гражданского законодательства. Если какое-либо соглашение субъектов гражданского права основано на признании их равенства, неприкосновенности собственности, свободы договора и других основных начал гражданского законодательства (ст. 1 ГК), оно может порождать гражданские права и обязанности.

Основанием гражданского правоотношения может служить единичный юридический факт. Например, для установления обязательства купли-продажи достаточно заключения договора между продавцом и покупателем. Такие обстоятельства именуются простыми юридическими фактами. Однако основание некоторых гражданских правоотношений образуют два, а иногда и более юридических фактов, возникающих либо одновременно, либо в определенной последовательности. Например, для установления жилищного обязательства в отношении муниципального жилого помещения требуется выдача ордера и заключение на его основе договора найма жилого помещения. Такие основания гражданских правоотношений именуются сложным юридическим фактом.

Основная классификация юридических фактов. Предусматриваемые законом юридические факты делятся на две большие группы.

1. Первую группу составляют действия граждан и юридических лиц, которые, в свою очередь, подразделяются: а) на правомерные действия; б) неправомерные действия. Здесь необходимо заметить, что нормы гражданского права связывают юридические последствия как с действиями, так и с бездействиями. Например, если подрядчик своевременно не приступает к исполнению договора подряда, то заказчик в соответствии с п. 2 ст. 715 ГК вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

К правомерным действиям относятся договоры, иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления (например, выдача органом местного самоуправления ордера на занятие жилого помещения), судебные решения, установившие гражданские права и обязанности, факты приобретения имущества на иных (кроме сделок) законных основаниях (к примеру, вследствие приобретатель-ной давности – ст. 234 ГК), а также факты создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности. По своему юридическому значению все правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.

Юридические поступки – это правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок. Например, находка потерянной вещи порождает обязательство по ее возврату потерявшему даже в том случае, если у нашедшего вещь нет никакого желания возвратить эту вещь ее владельцу (ст. 227 ГК).

Опекунство: что это такое, как его установить, чем опека отличается от попечительства и патронажа?

Иногда малыши лишаются заботы родителей и попадают в детские дома. С этого момента о них заботится государство. Чтобы ребенок имел возможность воспитываться в условиях семьи, государственные органы разработали несколько вариантов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в новые семьи.

Оформив опекунство, человек берет на себя обязанности по воспитанию и уходу за ребенком, защищает его интересы. Оформить опеку может далеко не каждый. Какие же требования предъявляются к опекунам? Где и как оформляется опека? Все это необходимо узнать прежде, чем взять малыша в свою семью.

Опека, представляет собой форму устройства малолетних граждан, а также психически недееспособных лиц с целью защиты их интересов. Законодательство выделяет следующие категории лиц, нуждающихся в опеке:

  • Дети до 14 лет. Опекун назначается ребенку в случае лишения родительских прав его родных родителей, признания их недееспособными, умершими или пропавшими без вести.
  • Люди, страдающие психическими расстройствами и признанные недееспособными. Такие лица не могут самостоятельно принимать адекватные решения и обеспечивать себя, поэтому им требуется помощь опекуна.
  • Инвалиды. Тяжелая степень инвалидности, как врожденной, так и полученной в результате травм, дает человеку право на опекунскую помощь.
  • Люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией или игроманией. Когда различные виды зависимости лишают человека возможности контролировать себя, он может быть признан частично недееспособным.
Читайте также:  Заявление о возврате госпошлины в суд

Решение о назначении и прекращении опеки принимается органами социальной защиты, в обязанности которых входит выявление лиц, нуждающихся в помощи и отбор кандидатов на оформление опекунства. Данные органы обязаны контролировать исполнение опекунами своих обязанностей.

Установление и отмена опеки

С целью заботы о благоприятном взрослении детей, которые оказались в ситуации лишения родительского попечения, а также с целью защиты гражданских прав совершеннолетних недееспособных людей государство предусматривает возможность установления опеки и попечительства над этими гражданами, которое принимается по решению органов опеки.

Регулирование работы органов опеки и попечительства происходит на основании разноотраслевых норм права:

  • нормы административного права регулируют деятельность органов опеки и попечительства; на основании этих норм соответствующие органы принимают решение о назначении опекунов и попечителей;
  • нормы семейного права призваны регулировать отношения между опекунами, попечителями и подопечными;
  • нормы Гражданского кодекса определяют опеку и попечительство независимый самостоятельный гражданско-правовой институт, а также устанавливают статус опекунов и попечителей и определяют характер участия опекунов в имущественных гражданско-правовых отношениях, которые непосредственно касаются подопечных.

Патронаж — это форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Некоторые путают понятие патронаЖа с патронаТом, а также относят к опеке или попечительству. Нет, патронаж — это отдельная форма, особенностью которой является то, что субъектом является дееспособное лицо.
Вопросы патронажа регулируются на законодательном уровне:

  1. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве»
  2. Гражданский кодекс:
    • Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.
    • Статья 37. Распоряжение имуществом подопечного.

Помощь патронажной сиделки

Какие конкретно обязанности закрепляются за опекуном? В основной их перечень входят:

  • приготовление пищи и оказание помощи по ее приему;

  • проведение гигиенических процедур;

  • сопровождение на прогулку, в клинику, другие запланированные места;

  • организация досуга для больного (чтение книг, просмотр телевизора, общечеловеческое общение);

  • организация посильных бытовых занятий;

  • оказание медицинской помощи (перевязка, инъекции, прием лекарств. ЛФК);

  • психологическая поддержка.

Закон рассматривает патронаж в качестве самостоятельного правового способа оказания помощи.

Патронаж устанавливается в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

При этом органом опеки и попечительства этому гражданину назначается помощник:

  1. с его (помощника) согласия в письменной форме, а также
  2. с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.

Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Установлению патронажа не препятствует наличие у него детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у подопечного полной дееспособности означает возможность самостоятельного совершения им любых действий (без посторонней помощи, а тем более санкции).

Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом:

  • договора поручения,
  • договора доверительного управления имуществом или
  • иного договора.

Основания для назначения опекуна

Опекун может быть назначен в тех случаях, когда родители несовершеннолетнего:

  • умерли;
  • признаны судом безвестно отсутствующими;
  • лишены или ограничены в родительских правах;
  • решением суда признаны недееспособными;
  • не могут содержать своего ребенка в силу длительной серьезной болезни;
  • длительное время отсутствуют (к примеру, находятся в длительной командировке, либо судом им назначено наказание в виде лишения свободы и они находятся в МЛС);
  • отказались от ребенка;
  • создают постоянную угрозу их жизни и здоровью;
  • сами являются несовершеннолетними в возрасте младше шестнадцати лет.

Для совершеннолетних граждан основанием для назначения ему опекуна может стать только лишение его дееспособности по суду.

Обязанности и ответственность опекуна

С того момента, как будет вынесено постановление о назначении опеки, замещающий родитель получает все права и обязанности законного представителя подопечного. Отныне опекун обязан:

  • содержать подопечного и обеспечивать его всем необходимым в соответствии с состоянием здоровья опекаемого и его возрастом;
  • обеспечивать воспитаннику медицинскую помощь – своевременно и в полном объеме;
  • защищать имущественные и гражданские права воспитанника;
  • представлять его интересы во всех судебных и государственных органах, а также в любых других инстанциях;
  • предоставлять несовершеннолетнему подопечному возможность обучения.

Контроль за исполнением опекунских обязанностей замещающего родителя осуществляют специалисты ООП. Для реализации контроля они посещают жилое помещение, где проживает замещающая семья:

  1. В течение первых 30 дней со дня назначения опекунства.
  2. Далее в течение первого года – один раз в три месяца.
  3. Далее – один раз с течение полугода до окончания опекунства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *