Рынок российской спецтехники вырос на 33% по итогам 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рынок российской спецтехники вырос на 33% по итогам 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обзор рынка спецтехники в 2022 году позволяет сделать однозначные выводы. Наиболее конкурентоспособными окажутся те предприятия, которые предложат потенциальным клиентам наиболее широкий спектр услуг, связанных с арендой. Это в равной степени касается машин и механизмов, произведенных как отечественными, так и зарубежными компаниями. Безусловно, импортная техника значительно более разнообразна, а по некоторым позициям, существенно эффективнее и производительнее российской.

Беспрецедентный рост цен (на авто и не только)

Логичным следствием любого дефицита становится рост стоимости, в том числе и весьма стремительный.

Цены растут буквально на всё: начиная от зерна (что, по словам производителей сельскохозяйственной спецтехники, формирует устойчивый спрос у аграриев), заканчивая металлом (что, в свою очередь, влияет на стоимость всего, что из металла сделано). Дорожают транспортировка и производство, топливо и обслуживание, сами машины.

Практически всех пользователей волнует вопрос: когда цены вернутся к допандемийному уровню?

Ответ экспертов однозначен и неумолим: никогда.

«Наступила новая реальность, и возврата не будет», — высказал своё мнение региональный менеджер Volkswagen Commercial Дмитрий Степин.

При этом нельзя сказать, что производители этому рады. Большинство из них всерьёз обеспокоены сложностью условий, в которых сейчас оказываются владельцы и потребители техники.

Евгений Жевако рассказывает, что, несмотря на повсеместную консолидацию бизнеса, характерную для любой отрасли, 80% всех перевозок в России осуществляется перевозчиками с небольшими парками.

«Выросли не только цены на грузовики. Опережающими темпами растут затраты перевозчиков — на шины, на комплектующие, на топливо. И всё это — при диком дефиците на водителей», — говорит представитель VolvoTrucks.

Как окупать новую технику, и где предел её рентабельности? Смогут ли пользователи выдерживать этот ценовой пресс? Эти вопросы становятся сегодня крайне актуальными.

Особенности отечественного рынка спецтехники

Отечественный рынок услуг спецтехники имеет характерные черты и четко выраженные особенности. Они сформировались в годы, когда темпы роста российской экономики составляли весьма внушительные цифры. Причем далеко не всегда вливание серьезных финансовых ресурсов шло на пользу рынку. Например, можно выделить такие главные негативные моменты, которые свойственны достаточно большому количеству предприятий, оказывающих услуги аренды спецтехники:

  • значительная доля иностранных машин и механизмов, причем устаревших моделей, значительно уступающих современным в производительности и эффективности;
  • низкая квалификация операторов, управляющих спецтехникой;
  • плохое техническое состояние машин, связанное как с длительной их эксплуатацией, так и недостаточным уровнем обслуживания и сервиса.

Автобусы и автодома: спрос вырос, предложение снизилось

К апрелю 2022-го среди категорий автобусов и автодомов произошёл рост спроса. Специалисты Авито связывают это с началом тёплого сезона и развитием внутреннего туризма.

Автобусы. Предложение в апреле упало на 46% по сравнению с февралём 2022-го и на 69% в сравнении с 2021 годом. При этом автобусы составляют всего 3% от рынка коммерческого транспорта, поэтому такое отставание не сильно влияет на общую картину. Спрос, напротив, вырос на 7% по сравнению с прошлым годом.

Автодома. Предложение в апреле упало на 11% от показателей февраля и на 18% от показателей прошлого года. Спрос вырос на 4% по сравнению с 2021-м.

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2022 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Читайте также:  Стоит ли сейчас покупать квартиру для инвестиций?

Автобусы Белоруссии коронавирусу не поддались

Основное производство автобусов в СНГ сосредоточено в Белоруссии, где за 9 месяцев 2022 года (невзирая на пандемию и выборы президента) было произведено 978 машин (+0,9%), преимущественно марки МАЗ (775 ед., –4,7%), при этом выпуск автобусов большого класса подскочил на 30,9%, до 521 ед., а перронных – в 1,5 раза, до 18 ед. Выпуск самых сложных и дорогих автобусов особо большого класса тоже немного вырос – на 1,3%, до 161 ед., так что провал случился только в сегменте машин среднего класса (–69,3%), до 75 ед. Модели малого и особо малого классов, хотя и заявлены производителем, но в статистике не фигурируют.

Второй по величине белорусский автобусный из города Лида, входящее в структуру МЗКТ. Он произвёл 200 ед. (42,9%) малых автобусов на итальянских шасси IVECO Daily.

Третий в статистике производства традиционно отсутствует, равно как нет данных о выпуске в Белоруссии электробусов и троллейбусов, хотя таковые точно имеют место быть.

Вид техники

6 мес. 2022

6 мес. 2021

%

Тракторы не полноприводные

14 404

15 479

-6,9

до 40 лс

4 423

4 608

-4,0

40 – 100 лс

7 537

6 591

14,4

более 100 лс

2 444

4 280

-42,9

Тракторы полноприводные*

2 067

1 962

5,4

Всего всех тракторов

16 471

17 441

-5,6

Самоходные комбайны**

2 822

4 466

-36,8

Статистика по мировому авторынку 2021

За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах: в аналогичный период 2020 года из-за пандемии были закрыты многие автосалоны, следовательно, и продажи были низкими. Поэтому в первые шесть месяцев 2021 года на всех основных рынках произошел двузначный рост продаж легковых автомобилей:

  • Китай увеличил показатели на 27% (9,83 млн);

  • США – на 29% (8,294 млн);

  • Европа – на 27% (6,486 млн);

  • Япония – на 12%;

  • Бразилия – на 32%; в совокупности до 3,914 млн

  • Россия – на 37%;

  • Индия – на 93% (1,495 млн).

Перспективы развития российской автомобильной промышленности

Несмотря на то, что определенный сегмент рынка займут китайские бренды, некоторые эксперты предполагают, что российский автопром и авторынок могут пойти по иранскому пути. В отношении Ирана были введены массовые санкции в 2012 году: объем иранского авторынка 2011 года (1,59 млн машин) сопоставим с объемом российского рынка накануне санкций (1,54 млн в 2021 году); оба государства в экономическом плане сильно зависят от нефти, а также и Россия, и Иран стремятся создать масштабный собственный автопром. Если Россия все-таки повторит путь Ирана, тогда в следующем году (2023) стоит ждать уменьшение рынка примерно в два раза по сравнению с показателями 2021 года.

Очевидно, что в связи с уходом с российского рынка большинства иностранных брендов (в первую очередь западных) продажи в марте должны были упасть. По данным Автостата, в марте 2022 российский авторынок просел на 43% по сравнению с мартом прошлого года. А согласно информации АЕБ, реализация автомобилей сократилась на 63%. Разница в 20% выходит из-за различий в данных, которые анализируются: Автостат сравнивает конечные продажи, а АЕБ – данные об отгрузке автомобилей.

По данным АЕБ, в марте в России купили 55 тыс. автомобилей (легковых и легких коммерческих) – год назад в марте было продано 149 тыс.

Табл. 1. Динамика продаж марок на российском рынке по объему за март

Марка

Март

2022

2021

%

АВТОВАЗ (LADA)

12 289

33 779

-64%

Kia

6 336

20 057

-68%

Hyundai

4 909

15 332

-68%

Renault

4 072

11 659

-65%

Toyota

3 231

10 278

-69%

ГАЗ (LCV)

2 886

4 521

-36%

Skoda

2 803

9 737

-71%

Nissan

2 699

5 705

-53%

Volswagen

2 435

9 442

-74%

УАЗ

2 206

2 733

-19%

Mazda

1 621

2 689

-40%

Haval

1 573

2 833

-44%

Geely

1 492

1 732

-14%

Ford (LCV)

874

1 409

-38%

Mitsubishi

801

2 230

-79%

Audi

585

1 625

-64%

Cheryexeed

505

309

63%

Chery

498

2 398

-79%

Peugeot

323

736

-56%

Changan

311

485

-36%

Suzuki

305

931

-67%

Lexus

229

2 491

-91%

Volvo

224

798

-72%

Subaru

206

674

-69%

Porsche

192

703

-73%

Land Rover

155

633

-76%

Citroen

155

371

-58%

FAW

154

240

-36%

Isuzu

153

27

467%

Volkswagen (LCV)

142

555

-74%

Infinity

110

234

-53%

Genesis

102

245

-58%

Jeep

98

121

-19%

Chevrolet

82

43

91%

DFM

80

0

Opel

70

124

-44%

Honda

42

139

-70%

Cadillac

37

302

-88%

Great wall

33

0

Hino

27

0

Iveco

27

40

-33%

GAC

22

68

-68%

Fiat

19

113

-83%

Jaguar

15

19

-21%

Foton

1

11

-91%

Ford

0

0

Brilliance

0

22

Lifan

0

76

Zotye

0

6

Chrysler

0

Hyundai (LCV)

1

Итого

55 129

148 676

-62,9%

Читайте также:  Новые сроки уплаты налога УСН в 2023 году и подачи декларации по УСН для ИП

Итоги девяти месяцев 2022 года: движение вниз

Новый бизнес за девять месяцев 2022 года сократился на 15% относительно аналогичного периода 2021-го, что во многом обусловлено влиянием геополитического кризиса и санкционного давления на экономику России и последовавшего дефицита предметов лизинга. Аналогично пандемическому 2020 году кризисная ситуация сильно повлияла на объем нового бизнеса во II квартале. Однако по мере адаптации лизингодателей к новым условиям объем лизингового бизнеса в III квартале вырос и составил 66% от уровня 1-го полугодия (при 72% за аналогичные периоды 2020 года), что также отражает реализацию отложенного спроса в розничных сегментах. На фоне рекордного падения количества лизинговых сделок (-24% к девяти месяцам 2021 года) объем нового бизнеса показал меньшее снижение из-за роста средней стоимости договора на 26% вследствие удорожания техники.

Цены на автомобили обгоняют инфляцию

Рост стоимости легковых автомобилей значительно превысил общий уровень инфляции. По данным того же Росстата, общий индекс цен на товары и услуги (ИПЦ) в стране вырос за 2022 год на 11,94%.

Пик роста цен на автомобили пришелся на март 2022 года, когда прекратились поставки новых иномарок, а российские автозаводы начали замораживать производство из-за нехватки комплектующих. В последующие месяцы стоимость автомобилей немного корректировалась, а подержанные иномарки относительно весны к декабрю и вовсе подешевели на 8%.

Агентство «Автостат» приводит следующие показатели для каждой модели автомобилей. Так, из десятки самых популярных машин на рынке менее всего выросла стоимость Lada Granta, которая подорожала на 13%, с 598,8 тыс. руб. до 678, 3 тыс. руб. Заметнее всего подорожал кроссовер Chery Tiggo 4, цена которого увеличилась сразу на 75%: с 1,139 млн руб. до 1,999 млн руб.

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Рынок автозапчастей: цены растут, дефицит усиливается

Тему наличия в продаже запчастей, необходимых для обслуживания и ремонта автомобилей, а также роста цен на них продолжили принимавшие участие в конференции представители компаний-дистрибьюторов: директор по закупкам ГК «Берг» Лев Ушаков, генеральный директор «Москворечье Трейдинг» Геннадий Корольков и директор по закупкам Rossko Алексей Скляров.

По словам Льва Ушакова, помимо курса валют на стоимость запчастей на рынке влияют также такие факторы, как затраты на логистику и рост цен на сырье и материалы в 2021 году, причем влияние это — отложенное во времени. В 2022 году, например, стоимость логистических услуг росла еще до начала специальной военной операции. Кроме того, как рассказал Л. Ушаков, сегодня стал проявляться и такой фактор, как финансовые риски и «стоимость денег»: дистрибьюторам на фоне санкций приходится брать дополнительные кредиты, чтобы закупать те же запчасти, которые ранее оплачивались без привлечения дополнительных заемных средств.

Читайте также:  В чем разница между кражей и разбоем?

Только цитаты, как исходники

4 августа 2020 года на заседании Правительства Российской Федерации принято решение о создании комиссии по импортозамещению, этот факт отражён в постановлении № 785. В структуре комиссии созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запрет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.

Для реализации описанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров.

Любой поступок или принятое решение на государственной службе предполагает ответственность. Однако местами законодательство не уточняет детали, давая возможность сделать непростой выбор в рамках правового поля.

Так, например, установив в условиях тендера требования к тяжёлым грузовикам в виде межсервисного интервала не чаще 1 раз в год или 100 000 км пробега можно сразу отсечь львиную долю национальных поставщиков. С другой стороны, цена такой машины будет существенно выше, чем большинство предложений.

В принципе можно поручить технарям-инженерам сделать всесторонний анализ и доказать, что в совокупности свойств стоимость владения будет сопоставимой, а эффективность выше. Но вот насколько должен быть высок авторитет этого должностного лица, чтобы с подобными доказательными выкладками «достучаться до небес»!

Существуют российские инжиниринговые автосборочные компании, которые используют импортные шасси и надстройки, но конечный продукт абсолютно законно считается российским и носит национальный VIN. Но это не самые массовые продукты, пример – посмотрите на спецтехнику московского ЦОДД.

Лёгкие коммерческие или чуть побольше

Лидер рынка в этом сегменте, естественно, родная «ГАЗель», во всех своих проявлениях, коих набралось немало. Лёгкие или тяжёлые (см. «Нью-Валдайский тяжеловес»), длинные или короткие, «Бизнес» или NEXT. Но даже этого бывает недостаточно, если нужен более представительный автомобиль. Первое, что приходит на ум в этом случае – Ford Transit из Елабуги. Как уже говорилось, целый ряд предприятий, среди которых на слуху «ТрансТехМаш», «Промавто», «Самотлор», «Луидор», «Нижегородец» и ещё с десяток менее крупных строят интересные транспортные средства на современных шасси Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter последнего поколения, производство которого стартовало в прошлом году, а также популярного у нас VW Crafter.

Если исследовать только грузовую тематику, то группа Sollers продолжает развивать производство средне- и крупнотоннажных Isuzu, южнокорейский Hyundai на калининградских мощностях производит два поколения грузовиков, полной массой от 3,5 до 10 т. Интересна специфика этого предприятия. Поскольку город Калининград находится в особой экономической зоне, он не отгружает шасси, а только готовые транспортные средства, что ему не мешает комплектовать их большим выбором надстроек – от простеньких фургонов до коммунальной техники.

Очень любит заниматься подобным бизнесом нижегородская , где на самых разных шасси можно увидеть надстройки эксклюзивного характера…

По данным, опубликованным «ByteDance», в начале 2022 года российская аудитория TikTok составила 54,94 миллионов пользователей.

Обратите внимание, что «ByteDance» разрешают маркетологам таргетинг пользователей TikTok от 13 лет, но рекламные инструменты позволяют собирать данные только об аудитории от 18 лет и старше.

По данным, предоставленным «ByteDance» в начале 2022 года, реклама в TikTok охватила 48,1% всех взрослых россиян-пользователей платформы от 18 лет и старше.

В начале года рекламный охват TikTok составил 42,3% всех Интернет-пользователей в России, независимо от возраста.

При этом 51,8% аудитории составили женщины, и 48,2%мужчины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *