Какие права есть у человека при задержании сотрудниками полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие права есть у человека при задержании сотрудниками полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего следует помнить, что в российском законодательстве обозначена презумпция невиновности. Даже если против вас возбуждено уголовное дело, то, пока суд не признал вас виновным, вы являетесь не преступником, а подозреваемым.

Гражданин становится подозреваемым в ходе проведения следственных действий. При этом, согласно статье 91 Уголовного процессуального кодекса (УПК), есть список оснований для задержания человека. Органы, проводящие дознание или расследование, вправе задержать гражданина, если:

  • он обнаружен при совершении преступления или непосредственно после него;
  • свидетели и/или потерпевшие опознают его как лицо, совершившее преступление;
  • на теле или одежде человека обнаружены явные следы преступления (как правило, кровь);
  • при наличии других весомых доказательств в ходе расследования уголовного дела (эти доказательства должны быть признаны судом достаточными для задержания подозреваемого).

Если вас только подозревают в совершении уголовного преступления, то задержать могут не более чем на 48 часов. В течение 12 часов после задержания полицейские обязаны уведомить ваших родственников, в течение 24 часов — допросить вас.

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

  • Протокол об административном правонарушении
  • Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Образец составления протокола об административном правонарушении
  • Ошибки в протоколе об административном правонарушении
  • Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

Проверка документов на улице

Отдельно от описанных стоит вопрос проверки документов на улице. Сотрудники полиции, в силу данных им полномочий, могут остановить гражданина на улице или в другом общественном месте и проверить документы. Однако такое действие не является задержанием. Эти полномочия вытекают из закона о полиции, которым сотрудники наделяются правом проверки документов, аналогично сотрудникам ГИБДД.

Особо следует помнить, что срок задержания начинается не с того момента, как гражданин был доставлен в отдел, а с момента его фактического задержания, на улице или ином общественном месте. Фиксируйте этот момент, требуйте, чтобы в протоколе было указано именно это время. Ведь путь до отдела может занимать значительное время и все это время гражданин считается задержанным.

Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Читайте также:  Изменение документов при смене фамилии - пошаговая инструкция

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, опре��елен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Читайте также:  Сколько промилле алкоголя допустимо в 2022 году

Права гражданина при задержании полицией: как себя вести и когда сотрудники правопорядка нарушают права задержанного

Чтобы у полиции не было лишних вопросов, подозрений и повода выяснять вашу личность в отделении, необходимо носить с собой паспорт или его ксерокопию. Это избавит вас от ненужных хлопот и проблем, сбережёт время и нервы в случае интереса со стороны правоохранительных органов.

Согласитесь, ситуация неприятная и от неё никто не застрахован. Но вести себя нужно спокойно и сохранять самообладание. Для начала нужно позвонить родным или друзьям и сообщить все обстоятельства. Объяснить по какой причина вас задержали и в какое отделение везут. Эту информацию должен сообщить сотрудник полиции, а также зачитать права задержанного.

Не нужно хамить, грубить и лезть с кулаками на сотрудников полиции. Помните, это уголовно наказуемые деяния. По приезду в участок будет составлен протокол. Нужно внимательно с ним ознакомиться и проверить все указанные данные. После проверки его необходимо подписать.

Обращаем ваше внимание: Подписание протокола не является признанием вины. Это просто свидетельствует о том, что сотрудник полиции правильно и точно описал все события, предшествующие задержанию.

Основания для задержания

Являясь представителями закона, полицейские наделены определенной властью и полномочиями. Тем не менее, они не всесильны и обязаны действовать в рамках законодательства. В частности, основания для задержания полицией перечислены в статье 91 УПК РФ. Человек может быть задержан, если он:

  1. Подозревается в совершении преступления, пытаясь скрыться.
  2. Подозревается в совершении преступления, не имея постоянного места жительства.
  3. Имеет следы преступления на одежде, вещах или теле.
  4. Был опознан свидетелями и потерпевшим в качестве лица, совершившего преступление.
  5. Подозревается в совершении преступления, но личность его не установлена.
  6. Был застигнут в момент совершения противоправных действий или пойман на месте преступления.

Кроме того, полицейские имеют право задерживать граждан на основании статьи 14 ФЗ №3 «О полиции». Основания в данном случае будут следующими:

  1. Человек подозревается в совершении преступления.
  2. Задержанный попытался покончить с собой.
  3. Гражданин опасен для себя и окружающих.
  4. Подозреваемый сбежал из-под стражи или же нарушил иную меру пресечения.
  5. Обвиняемый избегает административного ареста.
  6. Гражданин находится в розыске.
  7. Больной совершил побег из психлечебницы или же уклоняется от госпитализации в подобное медучреждение.
  8. Человек уклоняется от мер воспитательного или медицинского характера.

Действующее законодательство выделяет административное задержание, когда признаки совершения преступления отсутствуют. Основанием для него является административное правонарушение или необходимость проверки личности.

Обязанности сотрудников правоохранительных органов

Права человека при задержании полицией включают в себя извещение родственников, работодателя или адвоката о задержании. По требованию задержанного гражданина указанные лица извещаются в кратчайшие сроки.

Обязанности сотрудника полиции при задержании гражданина:

  • Представиться. Он обязан назвать целиком ФИО и сообщить задерживаемому лицу занимаемую должность.
  • Показать удостоверение. Документ демонстрируется в раскрытом виде с фотографией и основными сведениями.
  • Объяснение причины задержания. Указывается основание применения процессуальной меры.
  • Разъяснение прав. Сотрудник полиции объясняет задержанному гражданину его права и обязанности (на основании ст. 27.3 КоАП РФ).

Поведение при задержании

Главное правило – не грубить сотрудникам правоохранительных органов и не применять по отношению к ним физическую силу. Постарайтесь вести себя спокойно, даже если вы не согласны с основанием задержания.

Помните!Оказание сопротивления при задержании может обернуться против вас — законом определена административная и уголовная ответственность за это.

Не предпринимайте попытки скрыться от сотрудников полиции, не подписывайте протокол задержания и иные документы без их изучения или без адвоката. Не подтверждайте информацию о том, чего вы не знаете или не совершали.

Законодательная основа


Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011. Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.

Читайте также:  Больничный После Увольнения По Соглашению Сторон 2022

Задержанием считается ограничение фактической возможности свободного перемещения гражданина. При этом полиция получает возможность доставления задержанного орган дознания или следствия.

В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  • совершение гражданином правонарушения;
  • нахождение человека в розыске;
  • уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • попытка суицида;
  • установление личности;
  • наличие выраженных психических расстройств.

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Основания и порядок задержания

В соответствии со статьей 46 УПК РФ, подозреваемым считается человек, который:

  • преследуется законом на основании того, что в его отношении возбуждено уголовное дело (согласно ст. 20 УПК «Виды уголовного преследования»);
  • временно лишен некоторых прав (мера пресечения) до момента оглашения обвинения (ст. 100 УПК РФ);
  • получил уведомление о подозрении на совершение преступления (ст. 223.1 УПК РФ);
  • задержан в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ.

Мотивы задержания подозреваемого содержатся в статье 91 УПК, их может быть несколько:

  • человек застигнут при совершении преступления или был пойман сразу после его совершения;
  • потерпевшие или свидетели указали на виновного в злодеянии;
  • на человеке – одежде, лице – или в его жилище обнаружены следы правонарушения.

Во всех этих случаях дознаватель или следователь вправе задержать гражданина в подозрении на совершение преступления.

На какой срок могут задержать человека?

Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):

  • нарушение границы;
  • правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
  • при нарушении таможенных правил;
  • для установления личности;
  • если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
  • если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.

Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.

«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.

Что делать в первую очередь после задержания

Если вы чувствуете, что происходит что-то не то, важно как можно скорее найти адвоката. Не рассчитывайте на защитника, предоставляемого государством: он может быть материально не заинтересован в успехе дела, так как свой гонорар получит в любом случае. Плюс вас он видит в первый раз, а с полицейскими ему ещё работать.

При задержании в рамках уголовного дела закон даёт право на один телефонный разговор с близкими (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки).

Важно, что речь идёт именно о разговоре. Если не дозвонились с первого раза, отказать вам в повторных попытках не имеют права.

Звоните тому близкому, кто не будет тратить время на причитания и максимально быстро найдёт вам адвоката. Сейчас это важнее эмоций, так как цель звонка, прописанная в законе, — уведомить о задержании и месте нахождения. Хоть продолжительность разговора и неограниченна, вряд ли вам дадут время на долгие разъяснения.

Дать вам возможность связаться с родными полиция обязана не позднее, чем через 3 часа после задержания.

При административном деле полицейские должны по вашей просьбе уведомить ваших родственников или защитника о происшествии в кратчайший срок, но какой именно, в законе не сказано.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *